Сибирские огни, 1985, № 4
го. Оказалось, можно» ііо арматуре ,на по толок не лезу, в котлован с крыши не бро саюсь, электрические кабели на зуб , не пробую —- уже хорошо. Далее следовало выяснить, могу ли я приносить хоть какую- то пользу бригаде. Стараюсь, значит, могу. О, я еще и не то могу! Это должно быть за метно уже по то.му , как -я ловко действую лопатой. Я ведь не белоручка какой-нибудь. Бригадир'это скоро поймет и, наверняка, поручит мне более ответственную и серьез ную работу. Обуреваемый самолюбивыми мыслями, я чистил, скреб, сгребал, то и де ло озираясь, в ожидании, когда меня оце нят. Но меня никто не замечал и постепен но мысли ,мри обратились к вопросу, - что значу я для метро и что метро значит для меня. Помощь городских организаций стройке работниками, на чей-то взгляд, может по казаться несущественной: какой толк от од- ного-двух человек для бригады из двадцати монтажников? Но строители не безотказные автоматы — живые люди с конкретными личными обстоятельствами, которые могут влиять на четкость рабочего ритма. И тог да — дополнительные трудовые ресурсы весьма кстати. А если подкрепление хотя бы минимально разбирается в какой-нибудь строительной профессии, то ценность под спорья становится очевидной. Кстати гово. ря, неделю спустя наша бригада пополни лась еще одним временным рабочим. Инже нер — специалист по современн.ым компью терам — оказался неплохим каменщиком и с первого же дня занял в бригаде достойное место. Кроме такого, впрямую практического, производственного эффекта, непосредствен, ное участие в строительстве метро людей из других организаций дает еще один эффект, так сказать, нравственно-культурный. Ведь метрополитен не подарок городу от щедрот государства, не премия, присужденная об ласти за щедрый многолетний вклад в эко номику страны, и не дорогая покупка горо. да-миллионера, но очередной и необходимый шаг в естественном развитии промышленно го и культурного гиганта — центра огром-' ного региона, называемого Западной Си бирью. Метрополитен — компонент архитектуры, фактор влияния которого на городскую среду и ра жителей весьма широк и требует тща тельного изучения. Этот фактор будет дейст вовать не один десяток лет, но проявляет себя уже сейчас. И личное участие в строи тельстве многих и многих новосибирцев, ко. нечно, послужит основой формирования ,у людей хозяйского отношения к обществен ным ценностям,, являющимся достоянием всех обитателей города. Ценности эти не возможно разделить и отдать каждому его часть; они имеют свой смысл только при коллективном пользовании. Нет автобуса без пассажиров, магазина без покупателей, кинотеатра без зрителей. Город без людей — образ старинной сказки, неожиданно обрет ший в современной истории страшный смысл, ассоциируемый с нейтронной бОмбой. Современная технология производства и масштабы ее применения поставили обшест. во перед необходимостью мер по сохране нию естественной природной среды. Вопрос же о сохранении искусственной среды, соз- дава"е.мой человеком, стоял всегда. Береж ное. отношение к плодам труда других и. своего собственного, свойственно человеку с изначала веков и служит в определенной степени мерилом культурного развития об щества и его духовного здоровья. Не суще ствует ценностей для того, кто не верит в будущее, и наоборот, у кого есть будущее, дорожит многим..В этом источник историче ского оптимизма советского человека. Трудно осознать значение метро для Но восибирска вне инженерной истории города. Развитие сети городских подземных комму никаций требует комплексного подхода и учета всех направлений и перспектив роста городского хозяйства. Крайняя необходи мость скорейшего размещения и запуска , эвакуированных в тяжелые 'для нашего го сударства военные годы промышленных предприятий и заводов не дала возможно^ сти для планомерного развития городских подземных сетей электро-, тепло- и водо снабжения, что привело к трудностям в прокладке тоннелей. Разумеется, у Метро- строя много других проблем, и не только объективного характера. Но вернемся в бригаду. Сулимов был первый, кого я узнал здесь. Рабочего в моем предстазлении он напоми нал весьма отдаленно. «Где стать? Где со лидность? — недоумевал я. — Где извест ная грязнотца, запыленность и мозолистая длань — очевидные признаки трудяги?» Оглянитесь: все вокруг в видавших виды ватниках, потертых штанах, с озабоченны ми лицами и бугристыми от мозолей рука ми. Сразу видно — люди работают! А этот? Разговорчивый, с постоянной улыбкой, эта. кой ласковой. Тьфу! Д а ж е ' слово какое-то' непроизводственное — «ласковой»! Выход ной костюм не сидит на ином так, как сидит на' нем роба. Нет, Не таким воображал я бри гадира. Но все-таки он был ' им, он был строителем — и в этом я убедился быстро. Бригадирствовал Сулимов временно. По стоянный бригадир сдавал экзамены: учит ся на заочном факультете НИИЖТа. «Вел» бригаду Анатолгій без резкостей и, что на зывается, «крепких слов», почти законно «прописавшихся» на иных стройках. Не пом. ню, чтобы он кого-нибудь «разносил» и во обще выходил из себя. А между тем работа шла быстро, словно сама 'собою. Перемежая указания с балагурством, он. не упускал возможности проверить, как и что делается. — Ну, Александр, ты у меня молодец! Один вычистил весь канал! — сказал он мне, окинув взглядом выметенное ложе пу тевого канала. Незамысловатая цель поощрения была очевидна, и все-таки я с еще большим усер дием заскреб лопатой по бетону. Короче го воря, добрых слов он не жалел, и это под купало. Всего в бригаде числилось восемнадцать человек. Двое из них ___ студенты-заочни ки — в настоящий момент сдавали экза.ме - национную сессию, еще двое отдыхали в от? пусках, один болел. У каждого из бригады была основная специальность — сварщик, бетонщик, плотник .или каменщик, но прак тически кдждыи мог делать все, что требо валось от бригады. Они были м о н т а ж н и к и . Уразумев, что вижу перед собой на стоящую комплексную бригаду, я захотел узнать, давно ли они работают «по-новому». Но кого бы я ни спросил, каждый таращил .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2