Сибирские огни, 1985, № 4

го. Оказалось, можно» ііо арматуре ,на по­ толок не лезу, в котлован с крыши не бро­ саюсь, электрические кабели на зуб , не пробую —- уже хорошо. Далее следовало выяснить, могу ли я приносить хоть какую- то пользу бригаде. Стараюсь, значит, могу. О, я еще и не то могу! Это должно быть за­ метно уже по то.му , как -я ловко действую лопатой. Я ведь не белоручка какой-нибудь. Бригадир'это скоро поймет и, наверняка, поручит мне более ответственную и серьез­ ную работу. Обуреваемый самолюбивыми мыслями, я чистил, скреб, сгребал, то и де­ ло озираясь, в ожидании, когда меня оце­ нят. Но меня никто не замечал и постепен­ но мысли ,мри обратились к вопросу, - что значу я для метро и что метро значит для меня. Помощь городских организаций стройке работниками, на чей-то взгляд, может по­ казаться несущественной: какой толк от од- ного-двух человек для бригады из двадцати монтажников? Но строители не безотказные автоматы — живые люди с конкретными личными обстоятельствами, которые могут влиять на четкость рабочего ритма. И тог­ да — дополнительные трудовые ресурсы весьма кстати. А если подкрепление хотя бы минимально разбирается в какой-нибудь строительной профессии, то ценность под­ спорья становится очевидной. Кстати гово. ря, неделю спустя наша бригада пополни­ лась еще одним временным рабочим. Инже­ нер — специалист по современн.ым компью­ терам — оказался неплохим каменщиком и с первого же дня занял в бригаде достойное место. Кроме такого, впрямую практического, производственного эффекта, непосредствен, ное участие в строительстве метро людей из других организаций дает еще один эффект, так сказать, нравственно-культурный. Ведь метрополитен не подарок городу от щедрот государства, не премия, присужденная об­ ласти за щедрый многолетний вклад в эко­ номику страны, и не дорогая покупка горо. да-миллионера, но очередной и необходимый шаг в естественном развитии промышленно­ го и культурного гиганта — центра огром-' ного региона, называемого Западной Си­ бирью. Метрополитен — компонент архитектуры, фактор влияния которого на городскую среду и ра жителей весьма широк и требует тща­ тельного изучения. Этот фактор будет дейст­ вовать не один десяток лет, но проявляет себя уже сейчас. И личное участие в строи­ тельстве многих и многих новосибирцев, ко. нечно, послужит основой формирования ,у людей хозяйского отношения к обществен­ ным ценностям,, являющимся достоянием всех обитателей города. Ценности эти не­ возможно разделить и отдать каждому его часть; они имеют свой смысл только при коллективном пользовании. Нет автобуса без пассажиров, магазина без покупателей, кинотеатра без зрителей. Город без людей — образ старинной сказки, неожиданно обрет­ ший в современной истории страшный смысл, ассоциируемый с нейтронной бОмбой. Современная технология производства и масштабы ее применения поставили обшест. во перед необходимостью мер по сохране­ нию естественной природной среды. Вопрос же о сохранении искусственной среды, соз- дава"е.мой человеком, стоял всегда. Береж­ ное. отношение к плодам труда других и. своего собственного, свойственно человеку с изначала веков и служит в определенной степени мерилом культурного развития об­ щества и его духовного здоровья. Не суще­ ствует ценностей для того, кто не верит в будущее, и наоборот, у кого есть будущее, дорожит многим..В этом источник историче­ ского оптимизма советского человека. Трудно осознать значение метро для Но­ восибирска вне инженерной истории города. Развитие сети городских подземных комму­ никаций требует комплексного подхода и учета всех направлений и перспектив роста городского хозяйства. Крайняя необходи­ мость скорейшего размещения и запуска , эвакуированных в тяжелые 'для нашего го­ сударства военные годы промышленных предприятий и заводов не дала возможно^ сти для планомерного развития городских подземных сетей электро-, тепло- и водо­ снабжения, что привело к трудностям в прокладке тоннелей. Разумеется, у Метро- строя много других проблем, и не только объективного характера. Но вернемся в бригаду. Сулимов был первый, кого я узнал здесь. Рабочего в моем предстазлении он напоми­ нал весьма отдаленно. «Где стать? Где со­ лидность? — недоумевал я. — Где извест­ ная грязнотца, запыленность и мозолистая длань — очевидные признаки трудяги?» Оглянитесь: все вокруг в видавших виды ватниках, потертых штанах, с озабоченны­ ми лицами и бугристыми от мозолей рука­ ми. Сразу видно — люди работают! А этот? Разговорчивый, с постоянной улыбкой, эта. кой ласковой. Тьфу! Д а ж е ' слово какое-то' непроизводственное — «ласковой»! Выход­ ной костюм не сидит на ином так, как сидит на' нем роба. Нет, Не таким воображал я бри­ гадира. Но все-таки он был ' им, он был строителем — и в этом я убедился быстро. Бригадирствовал Сулимов временно. По­ стоянный бригадир сдавал экзамены: учит­ ся на заочном факультете НИИЖТа. «Вел» бригаду Анатолгій без резкостей и, что на­ зывается, «крепких слов», почти законно «прописавшихся» на иных стройках. Не пом. ню, чтобы он кого-нибудь «разносил» и во­ обще выходил из себя. А между тем работа шла быстро, словно сама 'собою. Перемежая указания с балагурством, он. не упускал возможности проверить, как и что делается. — Ну, Александр, ты у меня молодец! Один вычистил весь канал! — сказал он мне, окинув взглядом выметенное ложе пу­ тевого канала. Незамысловатая цель поощрения была очевидна, и все-таки я с еще большим усер­ дием заскреб лопатой по бетону. Короче го­ воря, добрых слов он не жалел, и это под­ купало. Всего в бригаде числилось восемнадцать человек. Двое из них ___ студенты-заочни­ ки — в настоящий момент сдавали экза.ме - национную сессию, еще двое отдыхали в от? пусках, один болел. У каждого из бригады была основная специальность — сварщик, бетонщик, плотник .или каменщик, но прак­ тически кдждыи мог делать все, что требо­ валось от бригады. Они были м о н т а ж ­ н и к и . Уразумев, что вижу перед собой на­ стоящую комплексную бригаду, я захотел узнать, давно ли они работают «по-новому». Но кого бы я ни спросил, каждый таращил .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2