Сибирские огни, 1985, № 4
суматошливое, бесцеремонное московское метро с его стилевым разнообразием; от изысканной причудливости отделки первых станций до строгой функциональности но вых веток — зримая история советского метростроя; высокий рельеф изразцовых панно в ташкентском метро, изумляющий сочностью красок; деликатная отзывчивость пассажіцров киевского метро с их беспри мерной готовностью оказывать уважение старикам... Что внесет новосибирское метро в харак тер города? Какие изменит стороны йашей психологии? Что добавит, чем облагородит? Перестанут ли писать в газеты благодарно сти водителям автобусов, которые делают объявления и не проезжают мимо остано вок?.. Страстно хочу верить, что метро для но восибирцев станет не только решением транспортной проблемы. ...Впереди посветлело, сквозь желтый по лумрак местного освещения забрезжила го лубизна дня. Через несколько минут я вы шел на станцию «Октябрьская». Она представляла собой огромную короб ку, смонтированную из сборного железобе тона, погруженную в продолговатый котло ван, огороженный металлическими перила, ми. Конец железобетонного короба оставал ся открытым, и глазам представала часть перрона с двумя путевыми каналами по сторонам, выжьдящими из одной части ги гантского, утопленного в земле ящика и скрывающимися в другой. Там, под землей, где-то в районе улицы «Восход», гудел про ходческий щит, перемалывая породу. Тя желые оранжевые самосвалы с тоннами грунта время от времени выползали из-под земли и поднимались по отлогому выезду, чавкая грязью, раздавленной широкими ска. тами. Невдалеке, за деревьями и двухэтаж ными деревянными домами, которые раньше составляли улицу Кирова и непонятно как уцелели от сноса, высилось здание научной библиотеки, поблескивая на солнце стекла ми ребристого фасада. В другой стороне, за "кучами перекопанной экскаваторами земли, открывалась лощина — бывшее русло речки Каменки, ныне упрятанной в подземную трубу, и за нею — кварталы городского центра с выделяющимся над крышами ост роугольным зданием нового театра юных зрителей. ^ По обеим сторонам котлована тянулись рельсы, по которым, позванивая и жужжа электромоторами, ползал козловый кран. Он,сновал туда и сюда, подавал вниз раст вор, забирал оттуда порожние бадьи, пере» кладывал трубы, уголіСи, доски,' шпалы и прочий груз с подъезжающих то и дело грузовиков на крышу короба, превращен ную во временный склад. Поодаль, метрах в ста от котлована, на взгорке стояло двухэтажное здание адми нистративно-бытового комплекса. Там пред стояло мне получить более подробный инст руктаж по технике безопасности. Часть зда ния занимали диспетчерские службы, производственный и экономический отделы. "Гам же находилась ст§ловая, а на первом этаже другой половины — актовый зал, ' предназначенный для торжественных меро приятий, но временно забытый — заседать ‘ было некогда. На' втором этаже располага. лись просторные раздевалки: справа . для рабочей одежды, слева для чистой. Попасть из одной в другую можно было только че рез санитарный блок с баней и душевыми. Переодевшись и ощутив себя настоящим метростроевцем, я отправился на станцию. Напрасно я всматривался в лица и вслу шивался в голоса, пытаясь отличить то зна менательное мгновение, с которого начнется моя страда на метрострое. Увы, мое появде. ние никого не умилило и никого не растро гало. Таких, как я, выяснилось, перебывало здесь множество, и мной этот ряд не за мыкался. Бригадиром оказался высокий, моложаво го вида мужчина в хорошо пригнанном черном рабочем костюме. Выглядел он, си неглазый, с худощавым, гладковыбритым лицом, щеголевато, напоминая скорее пере одетого киноактера, нежели строителя- профессионала. Покосившись на мою меш коватую выправку, короткую рабочую курт. ку с плеча неведомого предшественника, он сказал: , — К монтажникам? Значит, к нам. Ну, лады. Будешь помогать мне и Володе. «Помогать так помогать»,— подумал я, надеясь, что возле такого чистюли работа будет непыльной и непотной. Однако ошибался. Работа оказалась не из приятных. Мы разбирали теплоизоляци онный щит, закрывавший вход в станцию во время зимних морозов. — Береги глазаі — крикнул Сулимов. Бригадира звали Анатолий Сулимов: Цепляясь за доски на трех'метровой высо те, он осторожно отрывал плиты стеклова ты и опускал мне. Что это за материал, я знал еще со стройотрядовских времен; щепотку стекловаты «шутники» насыпали мне за воротник — спина от затылка до штанов зудела недели две. Поэтому предуп. реждатв меня нужды не бь^ло. Натянув поглубже верхонки, подняв ворот куртки и втянув голову в плечи, я принимал плиты и укладывал их стопкой у колонны. Володя Чекыров; ловкий и цепкий, забрался на верхнюю перекладину щита. Гвоздодер! — крикнул он. Я подал ему ломик с гнутым раздвоенным концом. Заскрипели выдираемые гвозди, од на за другой стали падать доски, шлепаясь на платформу и поднимая клубы пыли, чер ными крыльями затрепетали обрывки рубе роида. Наконец кран подцепил оголенную основу-раму, сорвал с креплений и свалил грудой на платформу. Внутрь станции длы- нул дневной свет, озарив длинный перрсні и кучк труб-секций для сборки лесов, доски и обрезки арматуры, и сразу померкли и пре вратились в тусклые желтые звездочки последней величины висящие цепью лампоч. ки местного освещения. Это было первое де^ ло иа строительстве городского метрополи тена, свержение которого зависело и от ме ня тоже. Не знаю, как Володя Чекыров и Толя Сулимов, а я, оглядев разом посвеГГ- левшее пространство станции, нашел мой дебют великолёпным. После этого бригадир поручил мне убрать щусор в путевом канале, ^ о была уже са мостоятельная работа — я рос на глазах.. В одиночества, сіребая в кучу хлам, я пы тался проследить ход мыслей бригадира. Без сомнения, сначала он подержал меня при себе, чтобы присмотреться и выяснить, можно ли меня оставлять на стройке одпо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2