Сибирские огни, 1985, № 4

суматошливое, бесцеремонное московское метро с его стилевым разнообразием; от изысканной причудливости отделки первых станций до строгой функциональности но­ вых веток — зримая история советского метростроя; высокий рельеф изразцовых панно в ташкентском метро, изумляющий сочностью красок; деликатная отзывчивость пассажіцров киевского метро с их беспри­ мерной готовностью оказывать уважение старикам... Что внесет новосибирское метро в харак­ тер города? Какие изменит стороны йашей психологии? Что добавит, чем облагородит? Перестанут ли писать в газеты благодарно­ сти водителям автобусов, которые делают объявления и не проезжают мимо остано­ вок?.. Страстно хочу верить, что метро для но­ восибирцев станет не только решением транспортной проблемы. ...Впереди посветлело, сквозь желтый по­ лумрак местного освещения забрезжила го­ лубизна дня. Через несколько минут я вы­ шел на станцию «Октябрьская». Она представляла собой огромную короб­ ку, смонтированную из сборного железобе­ тона, погруженную в продолговатый котло­ ван, огороженный металлическими перила, ми. Конец железобетонного короба оставал­ ся открытым, и глазам представала часть перрона с двумя путевыми каналами по сторонам, выжьдящими из одной части ги­ гантского, утопленного в земле ящика и скрывающимися в другой. Там, под землей, где-то в районе улицы «Восход», гудел про­ ходческий щит, перемалывая породу. Тя­ желые оранжевые самосвалы с тоннами грунта время от времени выползали из-под земли и поднимались по отлогому выезду, чавкая грязью, раздавленной широкими ска. тами. Невдалеке, за деревьями и двухэтаж­ ными деревянными домами, которые раньше составляли улицу Кирова и непонятно как уцелели от сноса, высилось здание научной библиотеки, поблескивая на солнце стекла­ ми ребристого фасада. В другой стороне, за "кучами перекопанной экскаваторами земли, открывалась лощина — бывшее русло речки Каменки, ныне упрятанной в подземную трубу, и за нею — кварталы городского центра с выделяющимся над крышами ост­ роугольным зданием нового театра юных зрителей. ^ По обеим сторонам котлована тянулись рельсы, по которым, позванивая и жужжа электромоторами, ползал козловый кран. Он,сновал туда и сюда, подавал вниз раст­ вор, забирал оттуда порожние бадьи, пере» кладывал трубы, уголіСи, доски,' шпалы и прочий груз с подъезжающих то и дело грузовиков на крышу короба, превращен­ ную во временный склад. Поодаль, метрах в ста от котлована, на взгорке стояло двухэтажное здание адми­ нистративно-бытового комплекса. Там пред­ стояло мне получить более подробный инст­ руктаж по технике безопасности. Часть зда­ ния занимали диспетчерские службы, производственный и экономический отделы. "Гам же находилась ст§ловая, а на первом этаже другой половины — актовый зал, ' предназначенный для торжественных меро­ приятий, но временно забытый — заседать ‘ было некогда. На' втором этаже располага. лись просторные раздевалки: справа . для рабочей одежды, слева для чистой. Попасть из одной в другую можно было только че­ рез санитарный блок с баней и душевыми. Переодевшись и ощутив себя настоящим метростроевцем, я отправился на станцию. Напрасно я всматривался в лица и вслу­ шивался в голоса, пытаясь отличить то зна­ менательное мгновение, с которого начнется моя страда на метрострое. Увы, мое появде. ние никого не умилило и никого не растро­ гало. Таких, как я, выяснилось, перебывало здесь множество, и мной этот ряд не за­ мыкался. Бригадиром оказался высокий, моложаво­ го вида мужчина в хорошо пригнанном черном рабочем костюме. Выглядел он, си­ неглазый, с худощавым, гладковыбритым лицом, щеголевато, напоминая скорее пере­ одетого киноактера, нежели строителя- профессионала. Покосившись на мою меш­ коватую выправку, короткую рабочую курт. ку с плеча неведомого предшественника, он сказал: , — К монтажникам? Значит, к нам. Ну, лады. Будешь помогать мне и Володе. «Помогать так помогать»,— подумал я, надеясь, что возле такого чистюли работа будет непыльной и непотной. Однако ошибался. Работа оказалась не из приятных. Мы разбирали теплоизоляци­ онный щит, закрывавший вход в станцию во время зимних морозов. — Береги глазаі — крикнул Сулимов. Бригадира звали Анатолий Сулимов: Цепляясь за доски на трех'метровой высо­ те, он осторожно отрывал плиты стеклова­ ты и опускал мне. Что это за материал, я знал еще со стройотрядовских времен; щепотку стекловаты «шутники» насыпали мне за воротник — спина от затылка до штанов зудела недели две. Поэтому предуп. реждатв меня нужды не бь^ло. Натянув поглубже верхонки, подняв ворот куртки и втянув голову в плечи, я принимал плиты и укладывал их стопкой у колонны. Володя Чекыров; ловкий и цепкий, забрался на верхнюю перекладину щита. Гвоздодер! — крикнул он. Я подал ему ломик с гнутым раздвоенным концом. Заскрипели выдираемые гвозди, од­ на за другой стали падать доски, шлепаясь на платформу и поднимая клубы пыли, чер­ ными крыльями затрепетали обрывки рубе­ роида. Наконец кран подцепил оголенную основу-раму, сорвал с креплений и свалил грудой на платформу. Внутрь станции длы- нул дневной свет, озарив длинный перрсні и кучк труб-секций для сборки лесов, доски и обрезки арматуры, и сразу померкли и пре­ вратились в тусклые желтые звездочки последней величины висящие цепью лампоч. ки местного освещения. Это было первое де^ ло иа строительстве городского метрополи­ тена, свержение которого зависело и от ме­ ня тоже. Не знаю, как Володя Чекыров и Толя Сулимов, а я, оглядев разом посвеГГ- левшее пространство станции, нашел мой дебют великолёпным. После этого бригадир поручил мне убрать щусор в путевом канале, ^ о была уже са­ мостоятельная работа — я рос на глазах.. В одиночества, сіребая в кучу хлам, я пы­ тался проследить ход мыслей бригадира. Без сомнения, сначала он подержал меня при себе, чтобы присмотреться и выяснить, можно ли меня оставлять на стройке одпо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2