Сибирские огни, 1985, № 4

.СИБИРСКИЕ ОГНИ"ь н д мЕТРастріш А. Гобузов КАЖДОЕ УТРО- НА СТАНЦИИ «ОКТЯБРЬСКАЯ» Т Говорить о метро начали задолго до от-, крытия строительства. Вспоминается длин­ ная очередь на организованную в честь юби­ лея Новосибирска выставку, где был отдел, посвященный перспективам городского транспорта. Молодые информаторы ' уверен­ но описывали проекты будущих линий и станций метрополитена. Посетители заворо­ женно следили за порхающим кончиком указки и подолгу глядели на мигающие огоньки макета. Еще только утверждались сметы, подписывались договоры, и лишь немногие из посетителей представляли себе, что за этими размашистыми жестами, брос­ кими комментариями и красивыми диаграм­ мами сокрыт огромный труд, гигантские материальные и энергетические затраты, ко­ торых будет стоить городу его воплощаю­ щаяся в/жизнь мечта. Необычность стройки делала загадочным все, каким-либо образом связанное с метро- строем. Высокие бетонные заборы, возве­ денные там и здесь по всему городу, ограж­ дали тайну сотворения подземного мира. Лишь высокие козловые краны, видневшие­ ся над плитами забора, да .тяжелогрузные самосвалы с интригующим словом «Метро» на оранжевых кабинах становились добы­ чей жадных глаз любопытствующих горо­ жан. Кому, не хотелось З’аглянуть за этох бетонный забор, посмотреть внутрь котло­ вана и угадать в сумрачной его глубине чер­ ты грядущего, увидеть людей, руками и волей которых под землей вспыхнут огни и побегут поезда? Вот почему, когда мне предложили познакомиться с жизнью и ра­ ботой метростроевцев, я согласился с ра­ достью. Щ Почти все предприятия города так или иначе оказывали помощь строительству. На­ ша организация помогала людьми. И вот пришла мсья очередь. Соёдиняя удовлетворе­ ние давно мучившего меня любопытства с исполнением долга, ясным майским утром я оказался в конторе строительного участка одного из тоннельных отрядов. Получив у начальника спецодежду и короткий инст­ руктаж по технике безопасности, с таким резюме: «...в общем, не лезь, куда не про­ сят!» — я отправился в бригаду монтаж­ ников, куда меня приписали на три недели в качестве подсобного рабочего. ■ К слову сказать, моя новая должность имела и другое, «народное» название, а именно: «шнырь». Оно, к полагаю, происхо­ дит от характера работы: найди то, подай это, принеси оттуда, отнеси туда,— словом, шныряй! Работают «шнырем» обычно но­ вички и, как правило, недолго, потому что надо быть совершенно бесталанным, нику­ дышным работником, начисто лишенным самоуважения, чтобы не проявить себя в какой-нибудь профессии и на долгое время остаться в бригаде «шнырем». Это своего рода вступительный экзамен на зйание мон- тажника- Обо всем этом я узнал позже. .А пока, обняв свой скарб — куртку, еще новые шта­ ны, резиновые сапоги и пластиковую оран­ жевую каску,— я шагал по гулкому пусто­ му тоннелю, спотыкаясь о стыки плит, ози­ раясь на бетонные стены с темными пятнами сочившейся влаги, освещенные редкими лам­ почками. Дно тоннеля постепенно повыша­ лось, путь шел в гору. Мне вспоминались метрополитены других городов, где прихо­ дилось бывать. Многолюдное, нетерпеливое.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2