Сибирские огни, 1985, № 3

разночтения даж е по вопросу численности в полосе отчуждения рабочих и русского на­ селения вообще. Назывались цифры от 200 до 400 тысяч жителей, в том числе лиц, ра­ ботающих по найму, от 10— 15 тысяч до 25 тысяч. По подсчетам Г. И. Андреева, в сред­ нем в рассматриваемый период число рабо­ чих и служащих собственно КВЖ Д состав­ ляло 19 тысяч человек, ядром которых являлись представители железнодорожного пролетариата. Кроме того, еще около 10 ты­ сяч работали на других предприятиях и в учреждениях города Харбина и на линии дороги. Всего же, с учетом членов семей, а также размещенных войск, в полосе отчуж ­ дения проживало более 200 тысяч россий. ских подданных. С конца 1919 — начала 1920 годов их число резко увеличилось, вероятно удвоилось, в результате притока белоэми­ грантов. Несмотря на оторванность от главных центров; рабочие КВЖД осознавали свою неразрывную связь с борьбой пролетариата России. Горячо приветствовав свержение царизма, они в то ж е время довольно быст­ ро раскусили буржуазный характер Времен­ ного правительства. Местные большевики вели активную работу в Советах, разобла­ чали соглашательство меньшевиков и эсеров. Интересно отметить, что организационное размежевание большевиков и меньшевиков произошло здесь несколько раньше (к июлю 1917 года), чем в целом по Сибири и Даль­ нему Востоку. После Октябрьской революции большеви­ ки КВЖ Д развернули активную подготовку к утверждению Советской власти и на стан­ циях дороги. На это их мобилизовывала те­ леграмма В. И. Ленина от 21 ноября (4 де­ кабря) 1917 года, направленная Харбинско­ му Совету рабочих и солдатских депутатов по поводу революционных событий в Маньч­ журии. 3 декабря 1917 года созданный за не­ сколько дней д о этого Военно-революцион­ ный комитет провозгласил, что «по распоря­ жению Народного комиссара Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов с се­ го числа является официальным представи­ телем государственной власти». Однако, ввиду сложной международной обстановки, а также ряда ошибок местных руководите­ лей, власть трудящихся продержалась на КВЖД всего десять дней. 13 декабря в по­ лосу отчуждения были введены иностранные войска. Харбинский Совет разгромлен, а многие наиболее активные революционеры высланы из Маньчжурии. Таким , образом, как подчеркивает автор, «русские рабочие и солдаты полосы отчуждения КВЖ Д первы­ ми подверглись вооруженному натиску; им­ периалистических держав, действовавших руками китайских милитаристов». Дальнейшая деятельность большевистских организаций осуществлялась в условиях подполья.. Проведение каких-либо практиче­ ских революционных акций было невероятно затруднено, поскольку территория железной дороги и прилегающей к ней местности бы­ ла оккупирована японскими, американскими и другими иностранными войсками, которым помогали банды белогвардейских атаманов. Однаісо, как показывают приведенные в кни­ ге Г. И. Андреева документы, большевики все ж е сумели организовать сопротивление. Они провели целый ряд забастовок, в том числе дв4 всеобщие. Вместе с русскими рабочими в револгоцй. онной борьбе непосредственнб участвовали и китайские трудящиеся. Местные больше­ вистские организации постоянно вели среди них устную и печатную пропаганду, объяс­ няя главный смысл происходящих в России преобразований. Китайские рабочие приняли участие в первомайской демонстрации, вхо­ дили в состав стачечных комитетов, препят­ ствовали выселению забастовщиков из ка­ зенных квартир. В этой совместной борьбе закладывались основы дружбы и солидар. ности трудового народа двух стран. Таким образом, исследование Г. И. Андре­ ева убедительно опровергает вымыслы эми­ грантской и современной западной историо­ графии о якобы политической индифферент­ ности трудящихся КВЖ Д . Наоборот, рабо­ чие дороги четко осознавали свое кровное единствр с революционным движением в России, свой интернациональный долг и д е­ лали все возможное для достижения победы Советской власти на Дальнем Востоке. С. КОМИССАРОВ Ж ур н ал .СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 3 19В5 р. Зап адно-С и би рское к н и ж н о е и зд ател ь ство . 630099. Н овоси би рск. К расн ы й п р о сп ек т 32 Х удвж еотвен ны й р ед а к то р А. Н. ТОБУХ. Т ехн и чески й р ед а к то р Н. ЬН. ПОТОЦКАЯ. А д р е с р е д а к ц и и : Н овоси би рск. 50, К р асн ы й п р о сп ек т, 80. Т елеф оны : гл р е д .-- 22-19-41, зам . гл. р е д .— 20-54-28, оТв. с е к р е т а р ь — 30-56-29 отд. п р р зы — 20-53-67, отд. о ч е р к о в — 20-56-09. отд. п о э зи и — ^ -5 6 -5 0 ___________________ отд. к р и ти к и — 20-55-18. зав . р ед а к ц и е й — 20-56-23. ® г. Подписано в печать 1.02.85 г. МНООоЮ. Ф о р м ат 70x108/16. Б ум . ти п . № 3. Г ар н и ту р а л и т е р а т у р н а я . П ечать в ы со к ая . Уел. печ. л. 15.4. Уч.-изд. л. 18.3: Уел: кр.-отт. 16.76. Ти^раж 90000 ___________________________ З а к а з ЭООЗ.Ц ен а 80 коп. и зл -« а «С о ветская С ибирь». 630048. Н о во си б и р ск , ул . Н ѳ м и р о ви ча-Д ан ч ен ко, 104.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2