Сибирские огни, 1985, № 3

ся». и замечаешь, что речь оленевода, по­ жалуй, слишком изысканна. Вряд ли ему к ЛИДУ это «аристократическое» — «изволь». Конечно, и пастух может иметь пристрастие к «высокому слогу», но тогда это будет не ти­ пичный образ, и показывать его следует более убедительно, чтобы отдельные детали не то­ порщились из ткани (;тихотворения. И еще: как-то не совсем органично вписывается в стихотворение это слово — «самец». Оно уместнее на страницах естественно-научной статьи или учебника по зоологии, чем в не­ замысловатой картине народного быта. Д е ­ ло не в том, что оно не вполне «приличное» (при желании и в фигуре Венеры Милос­ ской можно увидеть порнографию), а в том, что автор не сумел создать в стихотворении достаточно «гостеприимную» идейно-психо­ логическую атмосферу, в которой бы ужива­ лись понятия, имеющие различную этиче­ скую окраску. Д аж е лучшие стихотворения В. Сергеева грешат незавершенностью, недошлифован- ностью. Вот одно из них —- «Долгожданная встреча». Герои стихотворения столкнулись «носом к носу ...с Романтикой». Один из них обра­ щается к ней: Пусть вблизи я выгляжу иначе. Ты об этом очень не грусти, И живи, души своей не пряча. Верь в себя, в друзей своих, в удачу — Вот тогда нам будет по пути. Вряд ли расхожая банальность украшала когда-либо стихотворение. Д а и в первой его части есть изъян. Никак не веришь, что­ бы герои отправлялись в дорогу «с. думою об отдыхе и сне». Такие мысли приходят-в голову обычно намного позже. Что помешало автору «довести до ума» стихотворение: недостаток художественного іутья, эстетического вкуса или —- нетребова- гельность к самому себе, «покладистость» внутреннего редактора?.. А ведь мы рас­ сматривали лучшие стихотворения сборни­ ка. Каковы ж е остальные? Остановлюсь на стихотворении под назва­ нием «В трамвае». От всех отличные особо Своей несхожею судьбой. Уже немолодые оба И неприметные собой. Они сидели близко, рядом. Как будто бы совсем одни, И было видно с полувзгляда, Какое чувство их роднит. , Трамвай тащился неторопко, И скрежетали тормоза. Одни на них смотрели робко. Другие прятали глаза... На остановке у проспекта. Соседей оттеснив спиной. Напротив них уселся некто С судком и сумкой расписной. Затем происходит неожиданное — «некто» «сказала властно»: «Хоть постыдились бы люде;-;». И неудивительно, что Притих трамвай разноголосый. Почувствовав такую власть. Однако, несмотря на столь серьезное за­ мечание «блюстительницы нравственности», эти «уж е немолодые оба» продолжают «упорствовать»: Досужих глаз не замечая, Сидят, не разнимая рук. И тогда ...бросив взгляд на них косой. Слюною клокоча от злобы. Сошла селедка' с колбасой. Так закончилась эта не совсем обычная история. Недоверчивый читатель вправе спросить: неужели такое случается в жиз­ ни?.. В обыденной действительности вряд ли, а .вот в стихотворении, оказывается, такое возможно. Потому, что здесь все придумано от начала до конца — и сюжет, ' и тема, и взаимоотношения героев, и сам конфликт. Отсюда — неестественность поэтической мысли, многословие, карикатурность образа соседки «с судком и сумкой расписной». Можно утверждать с уверенностью, что и здесь автору попросту изменило чувство вкуса. Безвкусица свойственна подавляющему большинству стихотворений сборника. Труд­ но отыскать какое-либо из них, не отмечен­ ное этим «родимым пятном». Не лучшее впечатление производят и фрагменты из поэмы «Кардиограмма». Здесь — та же неправдоподобность поэтиче­ ских образов, неестественность поведения героев. Вот, например, в каком духе расска­ зывает о пациентах «добрый дядя Вася, пер­ вый санитар» — чуткий и внимательный по замыслу автора: Поступал к нам первой Группы инвалид. Помотал нам нервы. Хоть сморчок на вид. (Коль на ТО пошло, эти слова куда есте­ ственнее прозвучали бы в устах героини вышеупомянутого стихотворения «В трам­ вае»). Автора вообще частенько подводит эти­ ческое чутье, и он не замечает двусмыслен­ ности. «Ютились в комнате одной я, мой старик и сын с женой... а спали — чуть ли не клубком» («Тетя' Шура»), Думается, В. Сергееву нужно с большей ответственностью относиться к решению творческих задач. Тогда и читатели будут вправе ждать от него интересного поэтиче­ ского слова. Н. КАРЛАГИН Андреев Г. И. Революционное движение на КВЖД в 1917—1922 гг.— Новосибирск, «На­ ука», Сибирское отд-ние, 1983. Интересные страницы из истории рабоче­ го движения, имеющие непосредственный выход на современные проблемы, исследу­ ются в рецензируемой книге. Автор на осно­ ве анализа обширного материала постарал­ ся воссоздать картину революционной борь­ бы рабочего класса Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД ) в годы Февраль­ ской и Октябрьской революций и граждан­ ской войны и показать, как через местную специфику проявлялись общие зайономерно- сти пролетарского движения России в целом. Необходимо отметить научную актуаль­ ность издания данной книги, поскольку, не­ смотря на, казалось бы, обилие различных источников, многие проблемы до сих пор не имели достаточно обоснованных решений. Так, например, существовали определенные'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2