Сибирские огни, 1985, № 3
ся». и замечаешь, что речь оленевода, по жалуй, слишком изысканна. Вряд ли ему к ЛИДУ это «аристократическое» — «изволь». Конечно, и пастух может иметь пристрастие к «высокому слогу», но тогда это будет не ти пичный образ, и показывать его следует более убедительно, чтобы отдельные детали не то порщились из ткани (;тихотворения. И еще: как-то не совсем органично вписывается в стихотворение это слово — «самец». Оно уместнее на страницах естественно-научной статьи или учебника по зоологии, чем в не замысловатой картине народного быта. Д е ло не в том, что оно не вполне «приличное» (при желании и в фигуре Венеры Милос ской можно увидеть порнографию), а в том, что автор не сумел создать в стихотворении достаточно «гостеприимную» идейно-психо логическую атмосферу, в которой бы ужива лись понятия, имеющие различную этиче скую окраску. Д аж е лучшие стихотворения В. Сергеева грешат незавершенностью, недошлифован- ностью. Вот одно из них —- «Долгожданная встреча». Герои стихотворения столкнулись «носом к носу ...с Романтикой». Один из них обра щается к ней: Пусть вблизи я выгляжу иначе. Ты об этом очень не грусти, И живи, души своей не пряча. Верь в себя, в друзей своих, в удачу — Вот тогда нам будет по пути. Вряд ли расхожая банальность украшала когда-либо стихотворение. Д а и в первой его части есть изъян. Никак не веришь, что бы герои отправлялись в дорогу «с. думою об отдыхе и сне». Такие мысли приходят-в голову обычно намного позже. Что помешало автору «довести до ума» стихотворение: недостаток художественного іутья, эстетического вкуса или —- нетребова- гельность к самому себе, «покладистость» внутреннего редактора?.. А ведь мы рас сматривали лучшие стихотворения сборни ка. Каковы ж е остальные? Остановлюсь на стихотворении под назва нием «В трамвае». От всех отличные особо Своей несхожею судьбой. Уже немолодые оба И неприметные собой. Они сидели близко, рядом. Как будто бы совсем одни, И было видно с полувзгляда, Какое чувство их роднит. , Трамвай тащился неторопко, И скрежетали тормоза. Одни на них смотрели робко. Другие прятали глаза... На остановке у проспекта. Соседей оттеснив спиной. Напротив них уселся некто С судком и сумкой расписной. Затем происходит неожиданное — «некто» «сказала властно»: «Хоть постыдились бы люде;-;». И неудивительно, что Притих трамвай разноголосый. Почувствовав такую власть. Однако, несмотря на столь серьезное за мечание «блюстительницы нравственности», эти «уж е немолодые оба» продолжают «упорствовать»: Досужих глаз не замечая, Сидят, не разнимая рук. И тогда ...бросив взгляд на них косой. Слюною клокоча от злобы. Сошла селедка' с колбасой. Так закончилась эта не совсем обычная история. Недоверчивый читатель вправе спросить: неужели такое случается в жиз ни?.. В обыденной действительности вряд ли, а .вот в стихотворении, оказывается, такое возможно. Потому, что здесь все придумано от начала до конца — и сюжет, ' и тема, и взаимоотношения героев, и сам конфликт. Отсюда — неестественность поэтической мысли, многословие, карикатурность образа соседки «с судком и сумкой расписной». Можно утверждать с уверенностью, что и здесь автору попросту изменило чувство вкуса. Безвкусица свойственна подавляющему большинству стихотворений сборника. Труд но отыскать какое-либо из них, не отмечен ное этим «родимым пятном». Не лучшее впечатление производят и фрагменты из поэмы «Кардиограмма». Здесь — та же неправдоподобность поэтиче ских образов, неестественность поведения героев. Вот, например, в каком духе расска зывает о пациентах «добрый дядя Вася, пер вый санитар» — чуткий и внимательный по замыслу автора: Поступал к нам первой Группы инвалид. Помотал нам нервы. Хоть сморчок на вид. (Коль на ТО пошло, эти слова куда есте ственнее прозвучали бы в устах героини вышеупомянутого стихотворения «В трам вае»). Автора вообще частенько подводит эти ческое чутье, и он не замечает двусмыслен ности. «Ютились в комнате одной я, мой старик и сын с женой... а спали — чуть ли не клубком» («Тетя' Шура»), Думается, В. Сергееву нужно с большей ответственностью относиться к решению творческих задач. Тогда и читатели будут вправе ждать от него интересного поэтиче ского слова. Н. КАРЛАГИН Андреев Г. И. Революционное движение на КВЖД в 1917—1922 гг.— Новосибирск, «На ука», Сибирское отд-ние, 1983. Интересные страницы из истории рабоче го движения, имеющие непосредственный выход на современные проблемы, исследу ются в рецензируемой книге. Автор на осно ве анализа обширного материала постарал ся воссоздать картину революционной борь бы рабочего класса Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД ) в годы Февраль ской и Октябрьской революций и граждан ской войны и показать, как через местную специфику проявлялись общие зайономерно- сти пролетарского движения России в целом. Необходимо отметить научную актуаль ность издания данной книги, поскольку, не смотря на, казалось бы, обилие различных источников, многие проблемы до сих пор не имели достаточно обоснованных решений. Так, например, существовали определенные'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2