Сибирские огни, 1985, № 3

Опыт показывает, что на творческих се­ минарах, регулярно проводимых правлени­ ем Новосибирской писательской организа­ ции, наиболее интересными, состоявшимися авторами оказываются члены литературных кружков, клубов, объединений. "Гак про­ изошло и с Анатолием Шалиным, рукопись которого была обсуждена на зональном се­ минаре молодых литераторов Сибири (де­ кабрь, 1982 г.) и рекомендована к изданию. И вот — первая серьезная встреча с чита­ телем. Каждое новое имя приносит нечто свое, характерное. У А. Шалина — это совмеще­ ние, сплав фантастики, зачастую оснащен­ ной всеми атрибутами научности, с памфле­ том, сатирой, юмором. Сплав — в лучших рассказах — достаточно естественный и прочный. Сатира и элементы из области на­ учных гипотез взаимно дополняют друг друга, служат обшим идейно-художествен­ ным целям. Таков Небольшой рассказ «Эпидемия», он открывает сборник. Это откровенный памф­ лет, посвященный главной проблеме време­ ни —- борьбе за мир. Молодой литератор вы­ разительно и остроумно показывает, что всяческое насилие противно не только чело­ веческому сознанию, но и самой живой при­ роде, которая ищет и находит весьма силь­ ные средства борьбы с потенциальными агрессорами. Этим рассказом Шалин заявляет и начи­ нает утверждать свою систему ценностей. Где мертвое и бесполезное золото оказыва­ ется дешевле самого простого проявления живой, единственной жизни («Сокровище»), где никакие технические ухищрения и нов­ шества не могут заменить естественной ра­ дости живого человеческого общения («Но­ вой, улучшенной конструкции»), где опыт великих завоевателей прошл'ых столетий оказывается мертвым для будущего, никак не способствующим движению, развитию жизни, тогда как опыт творцов, созидате­ л ей— бессмертен («Музейная редкость»). А. Шалин показывает, как человек, предель­ но рассчитывающий и рационализирующий свою жизнь, исключающий из нее порыв, подвиг и сам момент самоотдачи,— посте­ пенно, но неуклонно превращается в биоло­ гического робота, в придаток ЭВМ («Ры­ жий хвост удачи»). А. Шалин утверждает, что полноценное общество — это не сумма одинаковых, единообразных членов, но сод­ ружество самостоятельно мыслящих лично­ стей («Райская жизнь»). Так выстраивается мир этой книги. Но состоит он не только из рассказов, впрямую утверждающих ценностную систе­ му молодого литератора. Есть рассказы этюдного, описательного плана. Жанрово они определеннее, то есть их вполне можно отнести либо к ординарной фантастике «как у всех», либо прочесть как непритязатель­ ные юморески — подобные тем, что посто­ янно печатаются на шестнадцатой полосе «Литературной газеты». В них слабо прояв­ лено своеобразие Анатолия Шалина, тот са­ мый сплав фантастики с сатирой, который и сделал его книгу интересной. Например, рассказ «Обидно». Он обозна­ чен в подзаголовке как «Ненаучная фанта­ стика». Это рядовая, довольно привычная, а потому и не очень смешная юмореска о не­ задачливом стихотворце, которого в поле .лягнул Пегас, так и не узнанный этим сти- хотворце.м. Или — в рассказе «Авторитет», при всей' его прописанности, нет присущей писателю искры юмора, открытой актуаль­ ной мысли. Поэтому рассказ и воспринима­ ется этюдно, как эпизод из ординарной фан­ тастической повести. Сказанное в равной мере относится к рассказам «Бедный Йо­ рик», где в очередной раз изображена стан­ дартная. фигура редактора-перестраховщи­ ка, и «По недосмотру», где опять мы видим парадоксы штурмовщины, в результате ко­ торых вместо робота синтезирован... живой человек. Фантастика менее всего годится для ил­ люстрирования старых мыслей, идей. Но думается, эти рассказы присутствуют в книге не случайно, они — свидетельство становления молодого литератора, его по­ исков, которые всегда сопутствуют этому становлению. Одно несомненно — фантастическому пол­ ку Сибйри прибыло, издательство вправе считать сборник книгой удачной, дебют — обещающим. Александр ПЛИТЧЕНКО Сергеев В. А. Человек человеку. Стихи, переводы. Магаданское кн. изд-во, 1983. Читая стихи иного поэта, никак не мо­ жешь освободиться от досадного ощущения; ведь не новичок автор в поэзии, далеко не первую книжку выпускает в свет, а просче ты те же, что и у начинающих. Каковы при­ чины подобного поэтического брака? Менее всего хотелось бы обвинять в небрежности, невнимательности. Проникновение в область нравственную всегда требует тщательной «предварительной подготовки» — прежде' необходимо доказать, что поэтические огре хи слишком очевидны, бесспорнь^. Тем более что автор, если он действитель но не новичок в поэзии, обычно и сам знаеі о слабых сторонах своего творчества... Вот одно из лучших стихотворений В. Сер, геева из его четвертой по счету книжки, из данной в Магадане (ранее несколько поэти ческих сборников выпущено в других изда. тельствах). Последний луч поднялся по пригорку, Ночную смену принимать пора. Пастух нашел за кочкой гимнастерку, У нарты нозабытую вчера. «Ну, так и есть... Недоглядел... Ведь надо... Теперь другую доставать изволь...» Ее самец, отбившийся от стада. Всю изжевал, олени любят соль. Известно, чем прочнее духовная свя поэта с природой родного края, тем болы воздуха естественности в его поэтическі мире. Потому и привлекает сцена сурово быта оленеводов, изображенная поэте Привлекает не северной экзотикой (хотя она есть в стихотворении), а прежде все подлинностью увиденного, необычност: обыденного. Автор сумел по-своему поь зать картину человеческого труда, потому веришь, что олень действительно мог-жева соленую от пота оленевода гимнастерку. Таково первое впечатление. Однако, Ч' бы по достоинству оценить произведен «здесь мало увидеть, здесь нуж ао вгдяде

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2