Сибирские огни, 1985, № 3
и теперь уж е поездка на родину не вызы вает у него той, прежней, щемящей печали: «Иду тропой. Не думаю о том, что довелось изведать в лихолетье, как будто я листаю светлый том. где со страниц глядят с улыб кой дети». Теперь, когда главное найдено, даж е смерть не страшит лирического героя. Ведь краткость нашего бытия заставляет с осо бой остротой ощущать его прелесть: у нас для молчания — Целая вечность. А вот для любви —• Лишь частица ее. Поэтому особенно внимательно и бережно должны мы относиться друг к другу. Сти хотворением «Памяти поэта» Иван Полунин призывает нас быть Внимательнее впредь. Чтоб на пути, за резким поворотом Кого-то из друзей не просмотреть. Не щадя себя, поэт признается, что порой он отдавал предпочтение чересчур дірачным краскам. Вспоминая своего старшего това рища по перу Александра Никитича Воло шина (это стихотворение «У памятного д о ма» — на' мой взгляд, одно из лучших в кни ге), он пишет: Я с ним делился бедами нередко, А счастьем поделиться не успел. Конечно, было бы натяжкой утверждать, что отныне лирический герой видит все толь ко в розовом цвете. Нет, его «чувства вре менем прихвачены, как изморосью — трост ники»,— говорится в стихотворении «При вет, родимые места!». Но в этом ж е стихот ворении утверждается: «Грусть м о я—-лег ка!». Именно ѳтим чувством проникнуты стро ки, завершающие книгу Ивана, Полунина: Люби я знай; Когда-То, в чем-то, где-то Протяжным эхом отзовемся мы... В. ШИРЯЕВ Вильям Озолин. Черные утки. Повесть. Ир кутск. Восточно-Сибирское кн. иэд-во, 1984. Сначала было стихотворение, ^^омню, я прочел его в книге поэта Вильяма Озолина «Чайки над городом», вышедшей в Иркут ске в 1974 году. У сахалинских берегов зимуют утки. Непримечательны нучем/но к. черту шутки: когда пурга слепит глаза у пароходов, когда у самолетов гнутся крылья... сквозь снежные заряды полным ходомі — несется черных уток зскадрильяі Черные утки, зимующие у неласковых бе регов Сахалина, не улетающие на юг,— символ преданности родной земле, родине, символ стойкости и веры: «Глох наш мотор. И, как в бреду, метался берег. Но я их ви дел и в удачу верил!» И вот — первая прозаическая книга поэта. И снова сквозной образ — черные утки. Ко нечно, проза есть про^а, и романтическая преданность'черных уток суровым берегам острова (в повести он безымянен) получает, соответственно, прозаическое объяснение; черные утки поздно выводят птенцов, не ус певают ко времени поставить их на крыло, потому и зимуют. Однако это объяснение не умаляет мужества, героизма птиц, не умаля ет восхищения ими. Черные-утки — те ж е старожилы острова (или: старожилы — те ж е черные утки), которые, в отличие от за летных граждан («мелькнул и исчез из па мяти»), «давным-давно пережили и первые свои холода, и первые бури; простили ост рову мокрую штормовую «шмазь» и рябино вую картечину, прилетевшую из-за угла во время тайфуна» — словом, перебедовали, вы стояли и сказали себе: «...пускай пугает других. Я буду здесь жить!» Старожилы-люди, кстати, хранят вер ность своему острову тож е не из-за роман тики, не ради этого вот: «а я бросаю ка мушки с крутого бережка». И у них причины довольно прозаические: кто-то ког да-то застрял здесь, а потом привык, р по том пожухли молодые; нетерпеливые его паруса, успокоились, кто-то «птенцов позд но вывел» — куда дсе лететь? В общем, жи вут они здесь ■и работают, а не камушки бросают. А жить трудно. И не только потому, что морозы, снег, хлябь,' скудный островной быт. Случается, колотят здесь человека совсем иные «штормы». В очередной такой «штормовой» полосе и застаем мы двух главных героев повести: сотрудника областной га,зеты Валерия Ива новича Бунякова и соседа его по квартире железнодорожника Дмитрия Саввича Глы- гу- Валерия Ивановича, честного, благородно го человека и талантливого журналиста, увольняют из редакции. Не сдержался Вале рий Иванович, врезал правым прямым в че люсть подлецу, прохвосту, ничтожеству Гу- ненкову, осмелиашемуся нагло спекулировать на его благородстве. А защищаться не стал. Потому что — одно дело дать по физионо мии прохвосту и совсем другое — доказы вать потом, что ты не верблюд, тягаться с ничтожеством на заседании редсовета (а Гу- ненков уж е по ответственным кабинетам пробежал и зуб какой-то старый, якобы вы битый, всем продемонстрировал; и зуб этот, «ломаный, нечищеный, заслонил от сослу живцев доброе, доверчивое лицо Буняко ва»). Вдобавок от Бунякова жена ушла. Не потому ушла, что принимала ухаживания: побитого Гуненкова, симпатизировала ему; просто давно уж е выросла стена отчужде.і ния меж ду Валерием Ивановичем и К;азими. рой Станиславовной. Но в ракое-то время; ѵйти! Буняков и Казю не стал удерживать. Не сказал ей даж е, что Гуненков беглый, подлый алиментщик. Побрезговал. В об-| щем, закусил удила. Ответил, как говорится,; «на ' вылазку врага» трехдневным загулом," не опасным для окружающих и почти не за меченным ими— и все. Диму Глыгу доел начальник смены Чири ков, кулак и стяжатель. Чириков наладился| использовать Димину автомотрису «по хо зяйству»-гТО березовые чурочки, то казеш ный уголек домой доставить... Дима сна‘ча( ла огрызался, потом взбунтовался, чуть бы ло не схватился с начальником за грудки, ні когда тот «попер» на него лично; «Ты сыот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2