Сибирские огни, 1985, № 3
сочинять для маленьких читателей. Своему первенцу он посвятил «Северную колы бельную» и «Песню». В них шумят в?тры Беломорья, Д а и другие удачные стихи, появившиеся в вологодских газетах, если и не написаны в архангельское время или в Пезмоге, оттуда ведут свое происхожде ние. А «Заполярье» и «Песня пастуха» возможно даж е, фрагменты поэмы, хотя )итмически отличаются от «Разговора о “ІЕЧоре». И это забелинские стихи — по интонации, по краскам, по слову. Время привнесло в них нечто новое: меньше рез кости, они стали мягче, напевнее. И назва ние их часто — песня... Но такие стихотворения в вологодский период — редкость, обычно в газета# мелькали г р ^ к и е, но малоубедительные стихи к датаЖ Еще явственнее подобные огрехи проступали в многочисленных сти хотворных фельетонах. Забелин и раньше пытался, и тоже без особого ^успеха, рабо тать в этом жанре, однако' чувствовал, что не дается он ему. Тём не менее' про должал писать фельетоны, нимало не ста раясь уж е чего-нибудь достичь на этом поприще, что-либо преодолеть. Со време-, нем в них появилась система штампов, уязвимых не только с позиций поэзии. В квартире у Преображенских, где жили 'Забелины, был чулайчик. В нем поэт за сиживался допоздна. Писал на длинных полосках бумаги — обрезках газетных ру лонов, которые приносил из редакции. З а тем скатывал их в тріубкн. Они не сохра нились... Умер Евгений Забелин 3 января 1943 года. Данная публикация стихотворений Ев гения Забелина самая обширная из сделан ных после смерти поэта. Она не включила в себя, правда, некоторые лучшие стихи Забелина, такие, как «Полынь», «В пути», «Раскопки», «В тайте», «Казахстан» («Ко-^ чевье»), «В ауле», но при этом было учте но, что с ними в свое время познакомили ' читателей журнал «Простор», альманахи) «День поэзии» Москвы и Алма-Аты. Пред почтение отдано тем стихотворениям, ко торые после смерти поОта не публикова-. лись или публиковались автором статьи только в омских газетах. Исключение еде-) лано для стихотворений «Два сонета» и «Осенняя охота», которые имеют несколько автоірских редакций. Оба они появились в журнале «Простор» в 1968 году (№ 7), первое под названием «Кар ская экспедиция», второе —- «Охотничья осень», но это были более поздние редак ции. В данной подборке представлены первоначальные варианты стихотворений. Считаю своим долгом искренне поблаго дарить дочерей поэта О. Е. Забелину и Н. Е. Кошлякову, которые предоставили мне возможность познакомиться с неиз вестными стихотворениями Е. Н. Забели на и материалами о его жизни, хранящи мися у них. Евгений Забелин КАРУСЕЛЬ В вихре песен, топота и свиста. Разжигая радугу в крови. Полетели пальцы гармониста, Засвистели, словно соловьи. Бухлый. бубен бьется от припадка. Бурной брагой сбрызгивая хмель, Снова волос обдувает сладко Сарафанным ветром карусель. Вот в степном, приученном разгоне, Разблестевшись гривой впереди, Понеслись разпетистые кони, А за ними — синие ладьи. Нужно замусляканным и пьяным В сердце смыть наруганную грязь... ІЗаструилась золотом румяным Круговая наша коновязь. Эй-даІ Эй-й! Бери сарынь на кичкуі Жги и бейі Спускай ладьи на дноі Мы летим под бабью перекличку Деревянной конницей Махно. Полыхает розовее пламя, Рыжий ветер гонится за мной.» Стелет бубен под ноги коврами Солнечную удаль плясовой. Пальцы льются, пальцы рвутся чаще. Круговерть закруживает вскачь... Чем потушишь заревом горящий. Чем зальешь сгорающий кумач! Парусом из порванного шелка, 'Промелькнув с разбега напрорез, Кщаусеяь причалив ненадолго, Я с седла раскрашенного слез. Услыхал за тишиною темной, В предвечерний город уходя,— Вновь запел стеклярус неуемный Прозвенью горячего дождя. Все цвела гармонь у гармониста. Все звала до дальних берегов В вихре песен, топота и свиста, В вихре красных, голубых платков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2