Сибирские огни, 1985, № 3
чтений». На фотографиях тех лет он вы глядит блондином, невысокого роста, а был черноволос, немного сутуловат и довольно высок. Обращали внимание его большие темные глаза и бакенбарды — их тогда почти никто не носил. Люди ж е, знавшие Забелина позднее, вспоминают о нем как о настоящем богатыре, всегда веселом и д об ром... Он сближается с омскими поэтами Вла димиром Грязновым, Василием ■Квитко, Степаном Ста^жевским, но особенно— с Цавлом Васильевым. Теперь их часто мож но было видеть вместе -ь/- озорного заводи лу Васильева и добродушного, немного стеснительного Забелина. Кое-кто удивлял ся их дружбе, считал, что Васильев плохо влияет на своего товарища. Но были у этих отношений и серьезные основания. Они одновременно пришли в литературу и после Леонида Мартынова являлись, несом ненно, наиболее яркими фигурами поэтиче ского Омска. «Размашистый» забелинский стих и дёрзновенная огненная поэзия П авла■ Васильева имели немало точек соприкос новения. И в тематике: оба они писали о Сибири, о Казахстане. И в поэтике: обост ренное др предела чувство жизни диктова ло их стихам избыточные изобразительные средства. Васильев, по определению К. Зе. линского, «удесятерял» ощущения метафо рой ', Забелин пытался этого добиться эпи тетом, аллитерацией. Талант Васильева оказался масштабнее, глубже, его стих вырывался на широкую эпическую дорогу. А Забелин в какой-то момент остановился в пути и, за редкими исключейиями, не сумел уж е подняться вы ше своих первых стихотворений. В начале 1929 года друзья-поэты стали собираться в дорогу. Первым в Москву уе хал Забелин, позднее к нему присоединился Васильев. Может быть, одной из причин отъ езда Евгения Забелина был приход ново го редактора в «Рабочий путь»... Или его перестали удовлетворять стихи, которые он писал в газету... И опять читаем «Омскую сагу»: «Забе лин и Васильев поселились в Кунцеве, не подалеку от пруда, возле дороги в Солда- тенковский парк. Прохожие часто останав ливались возле дома, где жили поэты, удив ленно разглядывали две круглые доски, прибитые к дверяМ: Такие доски раньше обычно красовались на домах, застрахован ных в обществе «Саламандра», или в качест ве вывесок на зубоврачебных кабинетах. «Поэт»,— гласили черные выпуклые буквы в самой середине белого круга. «Евгений З а белин»,— красовалось вдоль краев эмале вого диска. Вот она, школа великого озор ника Антона Сорокина!». В Москве на исходе двадцатых годов З а белин ведет жизнь профессионального лите ратора. В одном из писем в Омск он сообща ет 3. А, Суворовой (Чеботаревой): «Сейчас решается издание книги моих стихов, кото рое, само собой, обязывает к большим хло потам. Кроме того, приходится писать для журналов, скоро в -них появятся мои «вдох новенные труды». Помимо, этого, есть еще много дел, с утра почти до ночи не прихо дится бывать дома. Недавно выступал в Д о. ме печати. В бархатной рубашке, с «тихим, бледным лицом», читал новые московские сти хи»'. Какую книгу поэт имеет в виду? Может быть, речь идет о коллективном сборнике «Сибиряки», подготовленном Го сударственным издательством , худож ест венной литературы. В него были включены стихи четырех поэтов — Леонида Мартыно ва, Павла Васильева, Евгения Забелина и Михаила Скуратова. Но, как писал Иосиф Уткин, «книга была задержана самодурст вом некоего руководителя»**. Что ж е каса ется журналов, то уж е в апрельских номе рах «Нового мира» и «30 дней» за 1929 год появились первые московские публикации стихотворений «В тайге» и «Два сонета». Последнее поэт переработал и дал новое на звание — «Карская экспедиция». Он стано вится также автором «Красной нови», «Крас ной нивы», «Экрана», «Земли советской» и других центральных изданий. Налаживают ся связи и с сибирскими журналами. В «Си бирских огнях» в '1930 году Забелин опуб ликовал стихотворение «Саранча». Проходит все, но жизнь в веках мудра Поджогами языческих закатов. Такие же горели вечера Над предками раскосых азиатов. Перегнивает ржавчина монет, И череп —как зазубренный осколок... Что из того! Солончаковый след Отыскивай, поэт и археолог! Переезд в Москву благотворно повлиял на поэта. Он обращается к близким ему темам, опять пишет «охотничьи» и «рыбац кие» стихи — специально для журнала «Охотник и рыбак Сибири». Мировосприятие Забелина стало более оп-^имистичным. Ход истории видится ему теперь закономерным и мудрым, и сам он чувствует себя археологом, отыскиваю щим следы былого, чтобы понять сегод няшнее бытие. Перемены коснулись и забелинской поэ тики. Стих сделался строже, тропы — эко номнее и точнее, и, как следствие, скром нее звуковая окраска. Куда больше вни мания уделяет поэт теперь смысловой выра зительности словесного образа. Это относится прежде всё к лучшим стихотворениям московского периода. Од н о— «Кочевье» («Казахстан»), посвящено Павлу Васильеву. Другое тож е написано на казахскую тему, столь близкую писателям-- омичам. Казахская степь вплотную подсту пает к городу; о ней писали Новоселов, Сорокин, Вяткин, Мартынов, Васильев. В на шей поэзии, однако, не много стихотворений о Казахстане, которые могут сравниться с забелинским «В ауле».' Всмотритесь — его рисовал художник, вслушайтесь — его напел певец... Над костром дымный хвост повис. Ну, еще кизяку подбросьте... Джурабай, разливай кумыс —, Я сегодня приехал в гости... Слышишь —ветер густой подул. 1 З е л и н с к и й К. Павел Васильев,—В кн.: Павел Васильев. Избранные стихотворения и поэ мы. М.. 1957, с. 3. ' З а б е л и н Е. Письмо 3. А. Суворовой от 3 апреля 1929 г. Из личного архива 3. А. Чеботаре вой (Суворовой). 2 ЦГАЛИ. «Государственное издательство худо жественной литературы». Сб. «Сибиряки», Ф. 613, оп. 1, е. X. 5810.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2