Сибирские огни, 1985, № 3

Полетели пальцы гармоивета. Засвистели, словно соловьи. 4 Первые стихотворения Евгения Забелина V никак нельзя было посчитать опытами на­ чинающего, Скорее, они завершали опреде­ ленный период в его творчестве, охватыва­ ющий первую половину двадцатых годов,— время становления, осмысления жизненно­ го материала — огромных событий, проис- ^шедших в стране. . В литературу пришел поэт сосвоей темой своей манерой стихотворного письма. Само- стоятельная стилистика, запоминающаяся интонация, яркость поэтических средств делали стихи Забелина очень вы­ разительными. Выделялись полные экспрес­ сии эпитеты, неожиданные, звонкие — они наиболее характерная примета, своего-рода визитная карточка его стиха. Просторы у поэта — «неизжитые», меч — «предсмерт­ ный», «полон» — «перехлестанный»... Или очень забелинские «разлётисгые кони...» ■л Поэт старается соединять эпитеты с опрё- Щ деляемыми словами в нерасторжимые зву­ ковые пары: «крутая кровь», «бухлый бу­ бен»... Звуковые краски Забелин кладет особенно густо. И еще одна особенность, на которую сразу обратили внимание; первое четверо­ стишие — иногда в чуть измененном виде — нередко повторяется и в конце стихотворе­ ния. Его упрекали за это, утверждали, что такое бкаймление обедняет стих, говорит едва ли не об ограниченных художествен­ ных возможностях автора. Но подобная ар. ■ хитектоітіга — известный, особенно во французской поэзии (рондо, триолет), ком­ позиционно-стилистический прием кольца, который в тех или иных формах использо­ вали и русские поэты, в частности, А. Блок. Здесь кстати будет сказать, что все, знав­ шие Забелина, подчеркивали его литератур­ ную образованность. После «Полыни» и «Карусели» стихи Ев­ гения Забелина начинают регулярно появ- ляться в «Рабочем пути». Интересны пуб- __ликации 1927 года. Их не так уж много, 'всего семь, но среди них — «Два сонета», «В пути», «Раскопки», «В тайге», «Мороз­ ная заря». Поэт ведет читателей охотничь­ ими тропами, вслед за карским караваном устремляется на сибирский Север, бродит казахскими степями — и природа оживает под его пером. «Лесной, медвежьей седи­ ной дымится иней над берлогой», «олень­ ей мягкой шкурой» ложится под ноги зем­ ля, а яа другом краю ее — «под солн­ ца спеющую грудь кладут оранжевые дыни»... Н е прошла мимо этих стихотворений и критика двадцатых годов. Правда, истол­ ковала иначе. В рецензии под характерным названием — «Солончаковая поэзия» — можно было прочесть: «Вскормленный на солончаке, Забелин, кроме полыни да бурь­ яна, ничего не видит. Потому Забелин хо­ рошо пишет о сухом лете, о зное, о сусли­ ках. Забелин хорошо видит степь. Язык у него богат и образен, фраза крепка. Строфа , насыщена до отказа... Но тематика Забе­ лина узка. Он не знает рабочих, не видел крёстьян, не бывал на большой фабрике. Все это ему неведомо и ч уж д о »'. Автором ' М и н и н е . Солончаковая поэзия.—«РабочиЬЬ путь», 1928, 8 января. рецензии был Евлампий Минин, омский ли­ тератор, одним из первых четко, определив­ ший сильные стороны дарования поэта. Но не сумевший все ж е подняться выше вуль- гарно-соцйологических выводов. Д з, Евгений Забелин любил эту землю — Сибирь. Чувствовал ее красоту, чутко отзы­ вался на ее боль. Природа и человек — но продолжая дальше ряд — добро и зло, но­ вое и старое, настоящее и прошлое посто­ янно сталкивались в его стихах. Конфликты эти в двадцатые годы -носили вовсе не умозрительный характер, и стихи Забелина по-своему отразили их остроту. Отношение к этому противоборству у по­ эта неоднозначное. Он целиком на .стороне новой жизни, когда речь идет об утвержде­ нии завоеваний революции, ломке отжив­ шего общественного уклада, освоении Се­ вера... Ищет, хотя и не всегда удачно, сло­ ва, образы, которые могли, бы передать па- фос преобразований. И поэт не сторонний свидетель их. В стихотворении, которое так и называется — «Новая жизнь», он приме­ ряет свою судьбу к тем переменам, кото-, рые происходят на его глазах в сибирской деревне: «Чернозем судьбы перепахали На посевах наши трактора», «И на шумных сходках сельсовета говорят о книгах из­ бачи». Вместе с тем зДесь пробивается и другое настроение: «Снежный путь мерцает перед нами... Ты усталость сдерживай в груди! Жизнь идет упрямыми шагами, оставляя слабых позади... Голоса лирических поэ­ тов заглушая голосом труда». Критика быстро разобралась в этих сом­ нениях поэта. И Забелин стал спешно пе­ рестраиваться. Редактором «Рабочего пути» тогда был А. Кадников. Он старался сделать газету интересной, немало внимания уделял ее ли­ тературному разделу. Еженедельно ему от­ водили полосу — «.Питературную страни­ цу». Печатались Л. Мартынов, П. Драверт, П. Васильев... Чаще других — Евгений З а ­ белин. Он стал своего рода внештатным поэтом — корреспондентом газеты. Часто выполнял конкретные задания редакции. В 1928 году «Рабочий путь» опубликовал бо­ лее тридцати его стихотворений. Жаль только, что редкие из них могли сравниться с написанными ранее. Мелькали даж е до­ вольно примитивные частушки. «Полынь» была прочно забыта. Вместе с нею ушли и многие краски забелинских стихов. Появились длинноты, необязатель­ ные слова, случайные рифмы... Возможно, как-то это было связано с тем, что рядом теперь не было Антона Сорокина. Пока жил «король писателей», поэт куда требо­ вательнее относился к своему творчеству.- Забелин с головой окунается в литера­ турную жизнь города. Он теперь обязатель­ ный участник всех собраний Омской ассоци­ ации пролетарских писателей (ОмАПП), в которой тогда ж е начинали свою литератур­ ную работу А. Алдан-Семенов, И. Шухов, Н. Чертова... Читали и обсуждали рукописи, устраивали конкурсы на лучшее стихотворе­ ние или рассказ, дискуссии по злободневным литературным вопросам. Евгений Забелин выделялся среди това­ рищей не только своими стихами — в его внешности было что-то артистическое. Правда, и здесь поэт не избежал «разно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2