Сибирские огни, 1985, № 3
Полетели пальцы гармоивета. Засвистели, словно соловьи. 4 Первые стихотворения Евгения Забелина V никак нельзя было посчитать опытами на чинающего, Скорее, они завершали опреде ленный период в его творчестве, охватыва ющий первую половину двадцатых годов,— время становления, осмысления жизненно го материала — огромных событий, проис- ^шедших в стране. . В литературу пришел поэт сосвоей темой своей манерой стихотворного письма. Само- стоятельная стилистика, запоминающаяся интонация, яркость поэтических средств делали стихи Забелина очень вы разительными. Выделялись полные экспрес сии эпитеты, неожиданные, звонкие — они наиболее характерная примета, своего-рода визитная карточка его стиха. Просторы у поэта — «неизжитые», меч — «предсмерт ный», «полон» — «перехлестанный»... Или очень забелинские «разлётисгые кони...» ■л Поэт старается соединять эпитеты с опрё- Щ деляемыми словами в нерасторжимые зву ковые пары: «крутая кровь», «бухлый бу бен»... Звуковые краски Забелин кладет особенно густо. И еще одна особенность, на которую сразу обратили внимание; первое четверо стишие — иногда в чуть измененном виде — нередко повторяется и в конце стихотворе ния. Его упрекали за это, утверждали, что такое бкаймление обедняет стих, говорит едва ли не об ограниченных художествен ных возможностях автора. Но подобная ар. ■ хитектоітіга — известный, особенно во французской поэзии (рондо, триолет), ком позиционно-стилистический прием кольца, который в тех или иных формах использо вали и русские поэты, в частности, А. Блок. Здесь кстати будет сказать, что все, знав шие Забелина, подчеркивали его литератур ную образованность. После «Полыни» и «Карусели» стихи Ев гения Забелина начинают регулярно появ- ляться в «Рабочем пути». Интересны пуб- __ликации 1927 года. Их не так уж много, 'всего семь, но среди них — «Два сонета», «В пути», «Раскопки», «В тайге», «Мороз ная заря». Поэт ведет читателей охотничь ими тропами, вслед за карским караваном устремляется на сибирский Север, бродит казахскими степями — и природа оживает под его пером. «Лесной, медвежьей седи ной дымится иней над берлогой», «олень ей мягкой шкурой» ложится под ноги зем ля, а яа другом краю ее — «под солн ца спеющую грудь кладут оранжевые дыни»... Н е прошла мимо этих стихотворений и критика двадцатых годов. Правда, истол ковала иначе. В рецензии под характерным названием — «Солончаковая поэзия» — можно было прочесть: «Вскормленный на солончаке, Забелин, кроме полыни да бурь яна, ничего не видит. Потому Забелин хо рошо пишет о сухом лете, о зное, о сусли ках. Забелин хорошо видит степь. Язык у него богат и образен, фраза крепка. Строфа , насыщена до отказа... Но тематика Забе лина узка. Он не знает рабочих, не видел крёстьян, не бывал на большой фабрике. Все это ему неведомо и ч уж д о »'. Автором ' М и н и н е . Солончаковая поэзия.—«РабочиЬЬ путь», 1928, 8 января. рецензии был Евлампий Минин, омский ли тератор, одним из первых четко, определив ший сильные стороны дарования поэта. Но не сумевший все ж е подняться выше вуль- гарно-соцйологических выводов. Д з, Евгений Забелин любил эту землю — Сибирь. Чувствовал ее красоту, чутко отзы вался на ее боль. Природа и человек — но продолжая дальше ряд — добро и зло, но вое и старое, настоящее и прошлое посто янно сталкивались в его стихах. Конфликты эти в двадцатые годы -носили вовсе не умозрительный характер, и стихи Забелина по-своему отразили их остроту. Отношение к этому противоборству у по эта неоднозначное. Он целиком на .стороне новой жизни, когда речь идет об утвержде нии завоеваний революции, ломке отжив шего общественного уклада, освоении Се вера... Ищет, хотя и не всегда удачно, сло ва, образы, которые могли, бы передать па- фос преобразований. И поэт не сторонний свидетель их. В стихотворении, которое так и называется — «Новая жизнь», он приме ряет свою судьбу к тем переменам, кото-, рые происходят на его глазах в сибирской деревне: «Чернозем судьбы перепахали На посевах наши трактора», «И на шумных сходках сельсовета говорят о книгах из бачи». Вместе с тем зДесь пробивается и другое настроение: «Снежный путь мерцает перед нами... Ты усталость сдерживай в груди! Жизнь идет упрямыми шагами, оставляя слабых позади... Голоса лирических поэ тов заглушая голосом труда». Критика быстро разобралась в этих сом нениях поэта. И Забелин стал спешно пе рестраиваться. Редактором «Рабочего пути» тогда был А. Кадников. Он старался сделать газету интересной, немало внимания уделял ее ли тературному разделу. Еженедельно ему от водили полосу — «.Питературную страни цу». Печатались Л. Мартынов, П. Драверт, П. Васильев... Чаще других — Евгений З а белин. Он стал своего рода внештатным поэтом — корреспондентом газеты. Часто выполнял конкретные задания редакции. В 1928 году «Рабочий путь» опубликовал бо лее тридцати его стихотворений. Жаль только, что редкие из них могли сравниться с написанными ранее. Мелькали даж е до вольно примитивные частушки. «Полынь» была прочно забыта. Вместе с нею ушли и многие краски забелинских стихов. Появились длинноты, необязатель ные слова, случайные рифмы... Возможно, как-то это было связано с тем, что рядом теперь не было Антона Сорокина. Пока жил «король писателей», поэт куда требо вательнее относился к своему творчеству.- Забелин с головой окунается в литера турную жизнь города. Он теперь обязатель ный участник всех собраний Омской ассоци ации пролетарских писателей (ОмАПП), в которой тогда ж е начинали свою литератур ную работу А. Алдан-Семенов, И. Шухов, Н. Чертова... Читали и обсуждали рукописи, устраивали конкурсы на лучшее стихотворе ние или рассказ, дискуссии по злободневным литературным вопросам. Евгений Забелин выделялся среди това рищей не только своими стихами — в его внешности было что-то артистическое. Правда, и здесь поэт не избежал «разно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2