Сибирские огни, 1985, № 3
отведение участка под дачу. К тому ж е мас совый автомобилизм — явление, в отличие от массового садоводства, менее желатель ное, имеющее целый ряд негативных сторон. Уже есть горький опыт многих стран, где тотальный автомобилизм обернулся тяж е лейшими последствиями, породил массу практически неразрешимых проблем. Вряд ли стоит нам этот опыт перецимать... Но есть 8 этой закономерной «эволюции» и дру гая сторона, о которой Н. Самохин пишет столь ж е нелицеприятно. Приобретение ав томобиля с последующим возведением гара жа требует немалых средств, и писатель со вершенно прав, называя все эти приобрета тельства и предпринимательства «кабалой». Ибо дачнику ничего не остается, как снова лихорадочно искать «левую» работу, бегать по совместительствам, прирабатывать где только можно, вплоть до того, что идти в бригады шабашников (об этом, кстати, у Н. Самохина тож е есть целая глава). Стоит ли доказывать, какими потерями все это оборачивается, когда таким «собственником поневоле» становится кандидат наук, инже нер, врач,^ артист, писатель? Сколько теряет он в своем профессиональном росте? Сколь ко в итоге теряет общество? Как видим, поверять «третий сектор» од ной голой арифметикой, смотреть на него лишь с точки зрения того, сколько овощей и фруктов дает он в виде «весомой прибавки» к общесоюзному столу,— значит заведомо сужать проблему, лишать ее в итоге истин но государственной значимости. И благо, что наши наиболее здравомыслящие дачные бел летристы существенно поправляют и допол няют публициста А. Никитина. Слов нет, цифры, приводимые авторами очерка «Третий сектор», впечатляют. Но ког да за этими цифрами встает жалкая фигура школьного учителя, клянчащего, унижающе гося перед всякими делягами и проходимца ми; когда видишь, как солидный издатель ский работник идет на сомнительную ша башку, чтобы погасить долг за дачу; когда с грустью наблюдаешь, как преподаватель вуза, кандидат наук, забросив все свои на учные дела, «кожилится», «горбатится», возводя «второй дом»; когда становишься свидетелем постыдной сцены, как честный старый «морской волк» поит за четыре гни лых шпалы ораву наглых ханыг и проч. и проч.,— тогда невольно закрадываются в душ у сомнения и возникают новые вопросы. Не пора ли взглянуть, в конце концов, на проблему активного отдыха именно с госу дарственной, общественной точки зрения? Не пора ли предпринять что-то реальное, радикальное, чтобы избавить горожанина, в первую очередь горожанина-интеллигента от необходимости быть мелким собственником, мещанином? Ибо, как показывают наши лучшие произ ведения «дачной прозы», далеко не всегда справляется он с этой непривычной, трудной для него ролью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2