Сибирские огни, 1985, № 3
Сложно купить за трудовые рубли все, что нужно для освоения этой земли. По чему? Трудно получить право на возрождение неперспективной деревни, на спасение при усадебной земли, зарастающей бурьяном. Почему? Трудно доказать некоторым, что боль шинство садоводов никакие не частники. Почему?» Однако, прочитав очерк А. Никитина, хо чется задать одно «Почему?» и самому ав тору, который в конце пишет следующее: «Мы, уж е имеющие садовые участки, счи таем работу на них самым настоящим отды хом, раем для тела и души. Кому ж е боль ше нравится кормить комаров на рыбалке, пальбой из двустволок загонять в Красную книгу зайцев и уток или торчать у телеви зора, тот волен поступать как знает». Но почему такая категоричность? По А. Никитину выходит, что тот, кто не состо ит в «третьем секторе», лишен настрящего . отдыха, обречен на бесцельное времяпре провождение. Или вступай в дачный коопе ратив, и тогда ты получишь истинный рай «для тела и души», или «культурно отды хай»: торчи у телевизора, забивай «козла», глуши водку на рыбалке и охоте. Третьего не дано. Но так ли это? Мне кажется, в этой жестокой дилемме совершенно игнорируется (а быть может, сознательно игнорируется) такая традицион ная, я бы даж е сказал, истинно социали стическая форма отдыха, как пребывание в ■санатории. Д ом е отдыха, на турбазе. Рискну сразу задать вопрос; а не потому -ли наши горожане ринулись в массовом порядке «столбить» дачные участия и возводить на них летние домики, что у нас слабо разви вается и плохо совершенствуется система культурно-оздоровительных учреждений? Ведь что тут скрывать; достать путевку в приличный санаторий или Дом отдыха в на-; стоящее время — целая проблема. А если еще учесть, что до иных здравниц надо д о бираться за сотни и тысячи километров, что многие местные санатории и Дома отдыха плохо оборудованы и неблагоустроены, ис пытывают хронический недостаток в обслу живающем персонале, что сроки пребыва ния^здесь строго ограничены, а попасть сюда всей семьей вообще практически невозмож но — словом, если принять в соображение все эти обстоятельства, станет вполне ясныій и очевидным, почему в последнее время так бурно стал развиваться «третий сектор». Многим горожанам просто-напросто надое ло ждать, когда наша служба отдыха под нимется на должную высоту, и они стали ре шать эту проблему самодеятельным поряд ком, создавать собственными силами и средствами свой маленький «рай для тела и души». Спору нет, иные горожане, полу чив клочок земли, занявшись огородничест вом и садоводством, действительно нашли в • этих занятиях истинное призвание, стали на стоящими культурными земледельцами вро де упбмянутого А. Никитиным москвича- ►' садовода Гречушникова, чья продукция экспонировалась даж е на ВДНХ. Спору нет, плоды трудов этих земледельцев-любителей, выращенные ими овоши и фрукты составля ют весомую прибавку к нашему общесоюз ному столу. Все это очевидно, и прав тот же А. Никитин, утверждая: «Горожанин на земле —■это всерьез и надолго». Но очевид ным представляется и другое; многие горо жане стали земледельцами по нужде, поне воле, по той простой причине, что нет других возможностей, других способов радні^ально решить проблему отдыха. Этот момент, кста ти сказать, очень точно отображен в нашей «дачной прозе», в том числе и в рассмотрен ных нами произведениях. Во-первых, герои их приобретают дачу после немалых сомне ний и колебаний, и в отдельных случаях эта «акция» сопровождается даж е семейными скандалами. («Подонок несчастный! . По донок!» — кричит в истерике жена Ивана Ганженко, узнав, что муж истратил все сбережения на покупку домика в деревне.) Во-вторых, даж е став полноправными Чле нами дачных кооперативов, либо владельца ми «вторых домов», наши герои не испыты вают особого счастья,, во всяком случае, не торопятся петь гимны обретенному ими клочку земли, как это делает А. Никитин (вспомним еще раз слова о «рае для тела и души»), И не рай они з/есь находят, а неч- . то прямо противоположнбе. «Витюша,— читаем мы у Н. Самохина,— с неожиданной болью заговорил о том, что проклятая дача превратила его в каторжника, в галерного раба, во .вьючное животное, что только по следнее кретины могут променять волю с ее облаками, лесами, перекатами, дебрями на фанерную клетку в десять квадратных метров и четыре сотки грязи, утыканной д у рацкой клубникой». Вообще таких моментов, когда правда факта, мягко говоря, не вполне соответ ствует правде художественной, мы найдем немало при сопоставлении очерка А. Никити на с «дачными повестями». И — не буду этого скрывать — я лично в иных случаях склонен больше доверять нашим прозаикам, которые осмысливают дачный феномен глубже и шире, нежели очеркист, вооружен ный новейшими статистическими сведения ми и экономическими выкладками. К при меру, А. Никитин решительно призывает раз вивать «третий сектор» в .серьезном, плановом порядке, с лимитами, фондами, с учетом и контролем, с ответственными лица ми и организациями. Но вот читаю я по весть Н. Самохина и обращаю внимание на такие строки: «Москвичи», «запорожцы», «жигули» пло дились в кооперативе, как котята, устоять против этого поветрия было почти невов- можно, и НЭШИ дамы, начав с глухого ро пота — вот, дескать, только мы одни тас каем все на себе, словно вьючные^ живот ные,— однажды поставили вопрос' ребром; пора обзаводиться колесами... Что остава лось делать?' Покорно вздохнув, я пошел в Іамоокруженцы. Полез то есть в новую ка балу...» Мне кажется, писатель Н. Самохин здесь заочно сгіорит с очеркистом А. Никитиным, наглядно показывает, какими последствия ми оборачивается массовое дачестроительст- во. Ведь само собою разумеется: чем больше будет дачевладельцев, тем больше будет и автомобилевладельцев, что в свою очередь повлечет за собою массовое гаражестрои- тельство. А для гаража опять ж е нужны и стройматериалы, и — главное — участок, кото'рый найти и выделить в пределах го р о д а -п р о б л е м а куда более сложная, чем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2