Сибирские огни, 1985, № 3
теллигентными людьми живет-процветает , всякая «жулябия». Но у А. Черноусова эта «жулябия» персонифицирована; в его по вести, пусть и в сугубо фельетонном об личье, присутствует вполне реальная фигура Гастронома, как типичного представителя «сословия» современных деляг и прохиндеев. И один этот Гастроном в идейно-художест венном плане весит и значит куда больше, нежели все взятые вместе «ездуны» из «Дачной истории». Недостаточно полно и объемно нарисова- . ны Ю. Вяземским .и «силы», противостоя щие «ездунам», хотя здесь налицо попытка - создать характеры, человеческие индивиду альности. Но только попытка, не более. И Лена, и Ольга, задуманные автором как героини, воплощающие в себе протест про тив наглости и самоуправства «ездунов», получились довольно-таки бледными, мало выразительными. И дело тут не только в том, что эти интеллигентные дамочки вы ражают свой протест самым что ни ім есть несуразным образом (сначала вдвоем «спер ли», увезли на детской коляске березовые ч р к и , а потом одна из ннх, Ольга, усты дившись своего поступка, свезла чурки о б ратно). Главная беда в том, что автор этим героиням отвел роль резонеров, вло жив в их уста целый ряд собственных мыс лей и соображений по поводу дачных проб лем. Естественно, что при такой трактовке и сами проблемы, и основной конфликт по вести, и сюжет ее, поначалу намеченные весьма интригующе и. многообещающе, не получили должного развития, не обернулись сколько-нибудь серьезными художественны ми откровениями. Тйк что же, спросят меня, вы, стало быть, вообще против дачного движеішя, против того, чтобы горожанин приобщался к зем ле, занимался садоводством и огородничест вом? , Нет, я не против. Не против по той прос той причине, что глупо и бессмысленно от рицать явление, которое уж е получило по всеместное, массовое распространение и продолжает развиваться. Другое дело,.' что явление это требует пристального изуче нии и серьезного осмысления со всех точек зрения — и с чисто экономической, и с со циальной, и с нравственно-этической. И здесь мне бы хотелось обратиться еще к одному произведению, которое касается той ж е дачной темы, но написано совсем в ином жанре. Это — обширный публицисти ческий очерк Александра Никитина под наз ванием «Третцй сектор» («Новый мир», 1984', № 7). Включить это произведение в «орби ту» нашего разговора, мне кажется, будет и вполне уместным, и резонным. Во-первых, интересно сопоставить, соотнести нарисован ные в нашей «дачной прозе» картины тру дов и забот современного дачника с наблю дениями и вывОдами публициста, который анализирует нынешнюю дачную ситуацию, что называется, с цифрами в руках, широко используя всевозможные статистические дан ные. И вообще этот очерк, до предела на сыщенный новейшей социально-экономиче ской информацией, читается и восприни мается как авторитетный комментарий, как солидное обобщающее послесловие к мно гочисленным «дачным повестям» — по сути все вопросы, все проблемы, так или иначе затронутые нашими дачными беллетриста ми, получают здесь соответствующее тол кование. Прежде всего, А. Никитин, опираясь на статистику, доказывает, что стремление го рожан обзавестись клочком земли, приоб щиться к крестьянскому труду — не мода, не поветрие, а серьезное социально-экономи ческое явление, с которым нельзя не счи таться. «8 миллионов городских семей садо водов и огородников» — вот что такое «третий сектор» на сегодняшний день. Столь ж е убедительно автор очерка доказывает, что цифра эта легко может быть и удвоена и утроена, что всякого рода разговоры об остром дефиците свободных земель в при городных зовах не имеют под собой реаль ной почвы. Д аж е в Московской области, до такой степени насыщенной дачными и садо водческими кооперативами, что многие жи тели столицы вынуждены обзаводиться участками в соседних областях,— так вот, оказывается, даж е в Московской области «только земель, не рекультивированных пос ле выработки торфа и полезных ископае мых... насчитывается 53,3 тысячи гектаров. Заметим,— пишет далее А. Никитин,— это го хватило бы на миллион с лишним семей, то есть на 3,5—4 миллиона человек. А ведь кроме бывших карьеров, есть и другие не удобья: всякие болотца, пустыри, пусторос ли, кустарники, мокрые луга...» Словом, путь в дачники никому не зака зан. «Третий сектор» должен расти и рас ширяться, и весь пафос очерка А. Никитина направлен на то, чтобы облегчить участь нынешнего дачника, испытываюн^его многие трудности, терпящего лишения и невзгоды из-за отсутствия государственного подхода к делу у некоторых ведомств, от которых в первую очередь зависит благополучие и процветание «третьего сектора». Я не буду пересказывать основные положения очерка А. Никитина, в этом нет никакой необходи мости, так как автор его во многом касает ся тех же проблем, что и наши дачные повествователи: здесь опять же проблема стройматериалов, и удобрений, ,и защиты прав дачника, и вопросы, связанные с вне сением разумных поправок, в Земельный ко декс (повторяю только: если авторы «дач ных повестей» говорят обо всем этом, осно вываясь, главным образом, на личных наблюдениях, то А.- Никитин аргументирует свои мысли и соображения статистическими данными, ссылками на специальные эконо мические исследования, на высказывания ответственных работников р'азличных ми нистерств и ведомств и проч. и проч.). Со многими выводами, пожеланиями, предло жениями А. Никитина! нельзя не согласить ся, равно, как нельзя не разделить того не доумения, которое автор выражает в конце очерка, ставя перед читателем целый ■ ряд вопросов, « «...С одной стороны, миллионы городских семей делают большое, доброе дело. По сво ей воле, за свой счет преобразуют бросовую землю, после работы, в свободное время по полняют свой и народный стол дефицит ными продуктами. Государство призывает уважать их, высоко поднять их моральный престиж. С другой стороны... трудно получить кло чок земли. Почему?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2