Сибирские огни, 1985, № 3
карм-ливать. Кур, свиней, кроликов... Все к тому идет...» А в конце повести все тот ж е Лаптев д е лает (и опять же, надо полагать, от имени автора) еще одно заявление: «— Политика сейчас другая... Политика такая, что ни один клочок земли не должен^ пустовать, он должен рожать. Но беда, вид но, в том, что политика-то новая, а закон о земле остался старый». Вообще, подобного рода соображения и предложения, направленные на то, чтобы всемерно содействовать развитию дачных поселков и кооперативов, занимают во «Втором доме» А. Черноусова солидную площадь. Но как справедливо заметил один из' рецензентов, все =эти пространные лири ко-социологические монологи и отступления лишь вредят произведению, которое «мес тами начинает походить на коллаж из га зетных вырезок... по поводу самостийных дачных и иных переселенцев в деревнях»'. К тому ж е именно из этих пространных, пламенных апологий в защиту неорганизо ванного дачника и составилась в конечном итоге авторская позиция. И позиций эта, равно как и сама общая идея, вытекающая из повести, представляется весьма сомни тельной. Все-таки главное назначение об разованного, интеллигентного человека — двигать науку, изобретать, передавать зна ния молодому поколению, а не тратить свое драгоценное время, все свои силы и зд о ровье на сооружение всякого рода «халуп», «скворечіников», «сараюшек» и «банѳшек»,. Ибо — повторяю .— всякий интеллигент, взваливший на себя этот непомерный воз забот и хлопот по добыванию досок, гвоз дей, красок, все равно в конечном итоге мельчает как личность, опошляется, а порой и попросту деградирует. Кстати, и А. Черно- усов это тоже убедительно показывает на примере своего героя, который до того ■ по грязает, увязает в этих хозяйственно-снаб женческих хлопотах, что напрочь забывает и о своей незаконченной диссертации, о всех своих научных идеях. Худо только, что автор не увидел в этом «внутреннем пере рождении» героя истинной драмы, драмы человека, обрекшего себя на бессмысленное «монашество без подвига». Бывший стармех Ганженко, герой повести Станислава Балабина «Иванов дом» («Даль ний Восток», 1984, № 5—6 ), тоже давно ле леял мечту обзавестись домиком в деревне, «чтоб и огородишко при нем, и садик, и обязательно колодец со скрипучим воро том». И это отнюдь не прихоть пресыщенно го цивилизацией горожанина. У Ивана Афа насьевича, как ему кажется, есть свои осо бые права на дом с усадьбой, о которых он, ■человек прямой и бесхитростный, говорит так: «Я морю отдал свыше тридцати лет. Могу же я теперь у земли пожить? Д а и бу дем правде в глаза смотреть: нелегко сейчас с продуктами. А что в том плохого, если я сам себя в какой-то мере обеспечу?» Однако эти правильные слова и эти бла гие намерения героя жизнь сразу ж е под вергает жестокой корректировке. Во-первых, выясняется, что даж е самую жалкую разва- ' л. Коробков. Дома и люди. Литературное обо зрение. 1983. № 12. с. 43. люху купить в селе можно тол.ько в обход закона, и честному «мариману» приходится идти на сделку, «проворачивать» комбина цию с оформлением дома на имя тещи. А за тем Иван Афанасьевич сталкивается со все ми традиционными дачными проблемами, которые разрешает все тем ж е известным способом. Сначала он ставит пару бутылок железнодорожным рабочим, чтобы заполу чить несколько шпал для теплицы, затем с помощью все той же всемогущей бутылки уговаривает местного пахаря Гришу вспа хать участок, а затем... Затем Ивана Афа насьевича начинают одолевать сомнения; а может, зря взвалил он на себя всю эту обу зу? Его пугает не столько сам объем работ, который предстоит ему выполнить, чтобы мало-мальски привести в порядок свою усадьбу, сколько те «моральные унижения», которые ему, как и всякому нынешнему д а чевладельцу, суждено испытать. И вообще, спрашивает себя Иван Афанасьевич, за свое ли дело он взялся? Не поздновато ли ему, коренному горожанину, переквалифициро ваться в земледельца, менять гаечйый ключ на орало? Эти сомнения героя особенно на глядно показаны в эпизоде, где он по просьбе соседки-бригадирши _ согласился по мочь отремонтировать механическую дойку. За день до этого Иван Афанасьевич серьез но склонялся к мысли пожить «в свое удо вольствие непритязательной жизнью селяни на, чтоб копаться в земле, дышать возду хом, любить женщину, пока еще позволяет возраст, а там — хоть трава не расти». Но вот приходит он в летний лагерь для скота, где стоит злополучная мехдойка, принима ется за ремонт, и... «Знакомый запах машинного масла, ка леного железа — все это как бы вернуло Ивана Афанасьевича Ганженко в свою род ную стихию, и, когда он взял в руки гаеч ный ключ, столько раз держанный им в сво ей жизни, он и вовсе почувствовал себя на своем месте и как-то мимолетно подумал о себе в третьем лице, что из тебя, дорогой Иван Афанасьевич, наверное, не получится путевого земледельца, на роду написано иметь дело с железяками. И это ли не сча сть е— заставить работать этот ли движок, или какую другую технику, вдохнуть жизнь в, казалось бы, безжизненный кусок метал ла». С. Балабин, как видим, вносит здесь су щественный штрих в проблему «горожанин на земле». Как явствует из его повести, в частности из приведенного отрывка, труд ность врастания горожанина в земледелие, приобщения его к огородничеству и садо водству не сводится только к проблемам по лучения участка и добывания материалов для необходимых хозяйственных построек. Здесь немаловажную роль играет и психо логическая , адаптация — чтобы горожанин, оказавшись на земле, почувствовал себя на «своем месте», испытал от крестьянского труда не меньшее удовлетворение,- чем то, какое он испытывает, занимаясь своим ос новным делом. А это, убеждает нас автор «Иванова дома», непросто, очень даж е не просто. Жаль только, что верное, точное наблюде ние за психологией горожанина, сменивше- . го не только местожительства, но вынужден ного в чем-то менять и весь свой образ жи.'ь- пи и обвзз мышления, не получило ьіадьней-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2