Сибирские огни, 1985, № 3
на протоке. А если становится совсем уж невмоготу от жары, окунаются в сторонке от пляжа, за кустиками, на мелководье. . Хуж е тем, чьи дачи в крайнем ряду, на берегу — им некуда податься. И прямо про тив пляжа, как нарочно, как будто специ ально для того, чтобы подчеркнуть неле пость и обидность происходящего, стоит домик примы-балерины Анастасии Ворон ковой... Воронковой рукоплескали Москва, Токио, ' Париж, Мельбурн... Но отплясала Тася ножки, ушла на покой, на заслух.еныый отдых. И теперь те, кому она дарпла свое искусство, одаривают ее своим; устраивают под окнами бивак и го нят под гитару похабщину. И плевать им на мировую Тасину славу». Вот это уж е не смешно. Здесь Н. Само- хин как бы меняет амплуа: из добродушно го юмориста он превращается в страстного, гневного публициста. Особое негодование у писателя вызывает тот цинизм и ж есто кость, с какой эти «мальчики» безобразни чают и хулиганят, учиняя порой настоящий разбой в домиках дачников. «Во-первых, они перехватывают по доро ге на дачу наших юных кооператоров и чистят им сопатки. Во-вторых, придумали такую адскую диверсию; когда поселок за сыпает, распахивают ворота и на трех-четы- рех мотоциклах без глушителей бешено проносятся по улицам. В-третьих, вообще мелко пакостят. Увели велосипед у Артамо новых. К соседу Викентия Павловича пре подавателю Ж оре забрались в сараюшку, перебили банки с вареньем и вареньем же написали на стене двухметрбвое нецензур ное слово. Ну, и в таком духе». Вот так: мало просто украсть, очистить погреб у дачников — надо еще непременно напакостить; надругаться над плодами тру дов человеческих. Откуда все это? Обычно на сей счет принято говорить: молодежь-де не знает, чем заняться, куда приложить свою энергию. Но обратите внимание; у каждого из этих «ковбоев? — мотоцикл. И тут не вольно рождается идея; а не пора ли уж ес точить требования, предъявляемые к вла дельцам средств передвижения, строго на казывать их, вплоть д о лишения прав, не только за нарушение правил дорожного дви жения, но и за всевозможные хулиганские выходки?.. Много подобного рода вопросов возникает при чтении повести Н. Самохи- на. Однако не следует думать, будто вся проблематика повести зиждется на каких-то чисто утилитарных вопросах. Главный пафос повести Н, Самохипа — это призыв совершенствовать наши отноше ния с природой, проникнуться изначальным* почтением к ней, но проявлять это почтение и уважение на каком-то ином, новом уров не, который бы полностью соответствовал уровню нашего общественного сознания. Именно так и следует понимать заключи тельные строки повести, где писатель, не впадая ни в сентиментальность, ни в л ож ный пафос, открыто, «по прямому проводу», взывает к совести своих сограждан, ко всем, кто живет на этой удивительной пла нете по имени Земля. •, «Что ж е будет с нами; со мной?.. С ними? Что ж дет всех цас, столкнувшихся здесь лицом к лицу?.. А мо.жет быть, и.менно .на этой скучной территории, которую мы так долго терзали отважной, но неумелой рукой, которая и землейтто больше не называется, а приго родной з о н о й , дано- нам сильнее, чем где-либо, ужаснуться содеянному? Уж ас нуться и сказать: будь милостива, мать* природа! Прости нам былое небрежение и вынужденное супостатство. Прости и по верь блудным твоим, жестоким детям. Дай срок: мы ско-нчательно приручим иаш.их железных зверей, научимся предпочитать бездушной их временности твое живое по стоянство. Уже и теперь они служат' тебе. Мы приезжаем из городов на вонючих сво их автомобилях, но везем в багажниках не динамит, а удобрения и саженцы. Поверьте нам, птицы, рыбы, зверье! Нам нельзя вас. Ведь не зря ж е мы, загипно тизированные телевизорами, порабощенные машинами, бежим и бежим из каменных наших джунглей — посмотреться в зерісало природы: в цветы ее и'деревья, в .травы и воды, в трогательные комочки теплой зем- • ли...» Повести Г. Емельянова и Н. Самохина выражают совершенно иной, можно даж е сказать, принципиально новый взгляд и на . саму дачную тему, и на фигуру дачника {по сравнению с более- ранними произведениями «дачной прозы»). Оба писателя и чутко уло вили, и верно передали те' существенные перемены, которые произошли в нашем бур но растущем . дачном хозяйстве. Дачник, каким он изображен под пером этих писате лей, фигура достойная скорее сострадания, нежели порицания; вместе с тем фигура эта несет в себе целый комплекс довольно слож ных и малоприятных проблем, порожденных массовым дачестроительством и дачеприоб- ■ ретательством. И поскольку большинство этих проблем корнями своими уходят в та инственные -хозяйственно-снабженческие сфе ры, на обеих повестях лелсит- некоторый на лет утилитаризма. Порой даж е складывается впечатление, что обе повести написаны из чисто практических соображений, с целью рассказать средствами беллетристики о страданиях и мытарствах интеллигентного дачника и попутно, заодно поставить целый ряд вопросов. Например, таких. Почему су ществуют магазины с'вывеской «хозяйствен ный», где порою нет ни гвоздей, ни красок, ни стекла — ничего такого, что в первую очередь нужно каждому индивидуальному застройщику? Почему даж е самый прими тивный стройматериал, какой-нибудь гор быль, обрезки, битый кирпич, и то можно добыть лишь обходным путем, лишь когда дашь «на лапу» какому-нибудь ханыге от снабжения? Впрочем, и Г. Емельянов, и Н. Самохин — литераторы опытные и здравомыслящие — все-таки соблюдают разумную меру, и «ути литаризм» в их повестях вполне уравнове шивается теми серьезными нравственно-пси хологическими проблемами, которые звучат здесь достаточно громко и внятно. В самом деле: человек хочет честным путем, вполне легально, на самых что ни на есть закон ных основаниях построить себе дачку, соз дать пусть маленький, но свой собственный плацдарм для активного Ьтдыха, но, как оказывается, честный путь здесь — самый далекий и нудный; и не у всякого хватает сил пройти еіЪ до конца. Больше того: да леко'не* каж дому удается, став дачником,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2