Сибирские огни, 1985, № 3

местные жители увидели такую картину: «...шагах в пяти от сруба сидел по-татарски сам учитель, на нем была нейлоновая белая рубаха с галстуком и при запонках, штанов ж е яа нем не было, одни плавки... Сруб горел ровно и со всех углов». Смешная и вместе с тем грустная история. Однако повесть «В огороде баня» Г. Емелья­ нова наводит и на серьезные раздумья. Читая ее, невольно ловишь себя на мысли, что любой из нас может оказаться в таком ж е трагикомическом положении, стоит .лишь ввязаться в какую-либо дачестроительную авантюру. Настойчивые призывы со страниц журнала «Здоровье» приобщаться к актив­ ному отдыху в принципе ни у кого не вызы­ вают возражений. Однако ж е физический труд полезен лишь' тогда, когда он не связан с тратой нервной энергии. Но если к физи­ ческим нагрузкам приплюсовываются еще и хлопоты, вроде описанных Г. Емельяновым, тут уж поневоле спросишь: а стоит ли ов­ чина выделки?.. Ведь в ходе всех этих хло­ пот, когда проблема кирпича и цемента ста­ новится чуть ли не смыслом жизни, интел­ лигентный человек превращается, по сути, в обывателя, в мелкого' хозяйчика. Именно такая метаморфоза и происходит с героем Г. Емельянова. Автор прекрасно показывает, как, обивая пороги равных «фирм», клянча, унижаясь перед каждым делягой, Павел Иванович буквально на глазах мельчает, опошляется, даж е как-то само собой забы­ ваешь, что главный герой повести — учи­ тель, представитель одной из самых благо­ родных профессий. И когда Павел Иванович в отчаянии поджигает сруб, право ж е, впол­ не одобряешь этот его «героический» посту­ пок. Действительно, к чему такое «опроще­ ние», к чему вся эта хозяйственная само­ деятельность, если человек перестает быть самим собою, опускается, в чем-то даж е д е­ градирует?.. Герой повести Николая Самохина «Так близко, так далеко» еще один дачник, еще один горе-строитель. ...Ничто не предвещало бури в тихой раз­ меренной жизни скромного литератора Вяче­ слава Георгиевича. Он работал редактором в местном издательстве, писал потихоньку юмористические рассказы, вынашивая одно­ временно замысел большого романа. Как вдруг однажды за ужином жена заявила ему: «— Хочу грядку. Я не понял. — Ну, грядку. Пусть всего одну, пусть совсем маленькую. Я бы там посадила вот столько луьіа,-^ она отмерила руками сан­ тиметров тридцать-сорок,— вот столько ре­ диски, вот столько гороха, вот столько са­ лата, вот столько укропа, а все остальное заняла бы под цветы. * — Минуточку. Что все осталььіое? Ведь грядка-то одна. И маленькая. Ж ена подумала и сказала: — Ну, я посадила бы цветы по краям». Недаром говорят, что тайны, которые хранят от близких людей, самые сокровен­ ные, а замыслы — самые коварные. Не зяал. не ведал наш герой, что ж ен у его давно уж е поразил вирус самой, пожалуй, модной ныне болезни — «дачевладетельства». При­ чем болезнь эта прогрессировала с неве­ роятной быстротой. «Жена— подучила доч­ ку, и эта козявка стала встречать меыя о д ­ ним и тем ж е веселым воплем: «Хочу дачу!» Поприветствовав отца таким образом, дочка забиралась на тахту и, подпрыгивая на ней, как на батуте, выкрикивала: «Хочу! да­ чу! хочу! дачу! хочу! дачу!..» Энергия в ней таилась неистребимая. Она могла прыгать часами. И прыгала бы, да не выдерживала сама жена, придумавшая эту веселенькую игру. — Хватит, кисанька, хватит, солнышко. Вон у тебя уж е носик вспотел. Пойдем ку­ паться — и баиньки. А завтра опять попры- гаешь. Наступало, завтра — и все повторялось снова». В конце концов Вячеслав Георгиевич сдался, сам «заболел». Заболел идеей вер­ нуться в лоно матушки-природы, стать ее родным, а не блудным сыном, исключить се­ бя из числа чудаков, обреченных «тихо и покорно вымирать» в малогабаритных квар­ тирах. Однако герой Н. Самохина, как и горе-строитель Г. Емельянова, тож е не пред­ полагал, сколько жертв потребуется от не-' го, чтобы осуществить свою голубую мечту. Повесть Н. Самохина, как и «В огороде баня» Г. Емельянова, тож е выполнена в юмористическом ключе, тож е изобилует к о - мичными сценками и эпизодами. Читая ее, от души смеешься: и над тем, как герой проводит осмотр будущей своей «виллы», мало чем отличающейся от обыкновенного курятника; и над тем, как вкупе с тестем,' считающим себя мастером на все руки, пре-і вращает он этот курятиик в некое подобие' дачи; и над тем, как с целью побыстрее рас-| считаться с долгами Вячеслав Георгиевич идет на шабашку... Смеешься долго, до тех| пор, пока не замечаешь, что смех-то этот' чисто утробный: он не очищает душу,-- а; наоборот, оставляет в ней неприятный, тя-і желый осадок. Д а что ж е это такое проис-і ■ ходит?! — невольно восклицаешь, наблю-| дая за дачными страданиями героя-рассказ-| чика. Н еужто это в порядке вещей, чтобы нынешний средний интеллигент ради сохра^ нения здоровья жертвовал... собственныі^ здоровьем? И почему в наше время такое ■немудреное в общем-то мероприятие, каі постройка крохотной избушки — дачки, пре вращается чуть ли не в подвижническую ак цию? Правда, герой Н. Самохина, в отличие оі неудачника Павла Ивановича, стоически преодолевает все снабженческие и хозяйст венные мытарства и становится-таки под ноправным дачевладельцем. Однако особоі радости это ему не приносит. Потому ка» слишком дорогой ценой оплачено это пра во — быть собственником, а во-вторых, но воиспеченный дачник сталкивается все новыми и новыми проблемами. В частностк обнаруживается, что протока, на берег которой находится дачный кооператив,- излюбленное место отдыха «золотой моло дежи», которая приезжает сюда каждуі субботѵ-воскресенье, буквально терроризі пуя несчастных дачников. , «С разбойничьим гиканьем, хуля мёжд делом бога и божью мать, они плюхаюто в протоку. Девицы их, за которыми он любят ухаживать в воде, пронзительно ви; ж ат и шлепают кавалеров ладошками каменным спинам. В такие дни робкие дачники, чтобы і видеть срамоты, стараются не показывать!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2