Сибирские огни, 1985, № 3
торых немало было в токарных группах. А в -клубе начался новогодний вечер. Его открыл директор училища Петр Семенович Малахов. Он рассказал о положении яа фронте, о трудовых делах патриотов ты ла — новосибирцах, о вылолиении училищем годового производств-ен'ного задания, о лучших группах, отличив.Ш'Ихся в социа листическом соревновании. Прочитал он и письмо Коли Задорнова, Юный боец позд равлял товарищей с Новым годом и бла годарил за подарки: ему месяца два назад вместе с письмом послали- кисет, расшитый девчатами, и резную деревянную табакерку, над которой долго трудились ребята-сто ляры и один из мастеров, отличный резчик по дереву. Кроме того, Коля обещал бить фашистов по-сибирски и привезти девчатам гостинцы. г - Только через год в училище узнали, чтоне смог Коля выполнить обещания насчет по дарков — погиб под Кенигсбергом, кава лером ордена Красной Звезды. Потом лучішей группе училища, где ста ростой был Павлуша Корінишов, вручили переходящее Красное Знамя победителя соцсоревнования. Выдали премии отлич никам. О Павлуше Корнишове нужно сказать несколько слов. ОкО'Нчив училище в сорок пятом, он . по приглашению руководства остался работать здесь мастером. Закончил техникум, институт. Теперь он — старший мастер родного училища. На груди у него в дни праздников можно увидеть высокие трудовые награды: ордена' Октябрьской ре волюции и «Знак Почета». Если удастся вам разговорить Павла Егоровича Корнишова,— а на разговоры он не очень податлив,— немало узнаете о благородных людях, ра ботавших в . училище в годы войны, старых произіводствеН'ИИіКах, фронтовиках, демоби лизованных по ранению, мудрых .учителях и наставниках. И пер-вым Павел Егорович назовет бывшего замполита, а после вой ны— директора училища Ефима Исаевича Ерусалимчика. «Ефим»,— так звали его между собою учащиеся,— в гфошяоім к о м с о м о л ь с к и й ра ботник и журналист, обладал неутомимой энергией, направленной на воспитание под ростков в тяжелей'ших условиях Великой Отечественной войны. Он был добрым че ловеком и не упускал любую возможность облегчить труд ребят, улучшить их питание, сделать поуютнее общежитие, заметить все их хорошие поступки, замыслы. Заме тить и похвалить. Как-то вечером группа слесарей перевы полнила с хорошим качеством трудное , производственное задание. Хотелось поощ рить ЮНЫХ передовиков. Н о время было позднее, да и возможностей никаких. Ефим Исаевич нашелся: выпросил на кухне кор зину моркови, велел ее хорошенько вымыть и принес эту корзину в мастерскую. Встре чен был этот подарок с восторгом. Приятно было в-нима'Ние, но и морковка — лакомство в те дни редкое. Он был достаточно строг, но справедлив с ребятами. На собраниях мастеров часто повторял слова А. С. Макаренко: «Как можно больше требования к человеку, но и как можно больше уважения к .нему». , Ефим Исаевич был неистощимым вы думщиком самых разнообразных, интерес, ных форм воспитания. Однажды в училище появилась группа, новосибирских художников. Они что-то д е- лали в закрытой комнате, куда иногда вно сили большие фанерные щиты и пакеты, наверное, с красками. Бывал в этой ком нате изредка и известный сибирский жи вописец И. И. Тютиков. Интерес к комнате у ребят нарастал, но тайна ее раскрылась лиішъ пятого апреля 1942 года. На стене, у места, где обычно проводилась утренняя линейка, появилось огромное красочное пан н о — «Ледовое побоище 5 апреля 1242 года». На линейке выступил замполит с _ ярким рассказо.м о событиях семисотлетней дав ности, о пебеде русского народа над не мецкими грабителями в тринадцатом веке, о верном сыне русского народа — Алек сандре Невском, о патриотизме. Панно очень понравилбсь ребятам. Его не снимали д о конца войны, заменив в 1945-м панорамой Москвы в день Победы, Как-то среди мастеров возник спор, нуж- но ли сейчас, в такое трудное время, водить ребят в театр, устраивать в училище кон церты, читать лекции об искусстве. Пусть, мол, лучше отдыхают. Вот 'кончится война, тогда все наверстают. Ерусалимчик яростно доказывал, что нравственное и эстетическое воспитание мо л о д еж и— непременная и неотложная за- дача всего педагогического коллектива, ко. торый и сам должен постоянно совершен.] ствоваться. Расоказы.вал, с каким интерёсоьі и вниманием ребята слушают стихи Ольги Берггольц, которые он им часто читает общежитии. Книжечка ее стихов всегда бы. ла в полевой сумке замполита. А в заклю чение сказал, что у него скоро будет пово; доказать, ,как тянутся ребята к прѳкрас. ному. И вот однажды на стене появилосі] объявление: в такой-то день и час, в клуб( училища со'стоитс'я концерт симфоническое:! оркестра Ленинградской филармонии (ор кестр находился с 1941 по 1943 год Новосибирске). Это было неожиданно и казалось мало вероятным, пожалуй, даж е невозможны.ь) Но осуществлению' замысла, оказываетсі( способствовал художественный руководв| тель филармонии Иван Иванович Соллер тинский, один из крупнейших музыковедо страны — человек необычайной эрудиции широчайшей души. Он уговорил свое рук: водство дать будущим молодым рабочш юным бойцам тыла, бесплатный шефскг концерт, предложил сам его вести. К этому дню готовилось все училищ Мыли и чистили огромный и не очень ую' ный зал, собирали отовсюду и спешно р монтировали мебель, ставили дополнител ные батареи отопления, привезли из заво; окого клуба рояль, на окна повеси^ шторы. Концерт открылся вступительным слове Соллертинского. Превосходный лектор про-пагаидист музыки, он обладал дар: овладевать любой аудиторией и увлека ее своим рассказом. Мальчишки и девчо ■ ки, никогда не видевшие и не слышавш' симфонического оркестра, узнавали о зв чан'ии отдельных инструментов, об орке: ровьіх группах, и тут ж е — о содержая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2