Сибирские огни, 1985, № 3
реб'ят. Они сейчас пойдут в мастерские ■ вы тоаке можете туда спускаться. ’ — Эх, напрасно я так станок надраил. , Знал бы — не старался, придется снова его - чистить,— проворчал кто-то вполголоса. Никто не отоввался. . На пути в мастерскую большая толпа юношей и девушек из токарных групп, узнав о решении актива, перегоняя друг друга, затопала вниз, по широкой темной лестнице. — Работать, так всем вместе, а то ком сомол будет вкалывать, а мы, как баре, отдыхать,— заявил шустрый вихрастый мальчиш'ка и, прыгая через три ступени, /^іервым оказался в мастерской. А там было необычно тихо и празднично. После генеральной уборки поблескивали свежей смазкой станины пятидесяти то карных станко-в. На цементном полу нель зя было найти ни одной стружки. Стены, старательно вымытые девчатами, заметно посветлели. Д аж е фанерные вставки в ок нах, заменяющие кое-где разбитые стекла, не так бросались в глаза. Мастерская только что была принята комиссией на «отлично». Сюда набралось уж е больше сотни бу дущих тоікарей, готовых немедленно, не смотря на усталость от суматошного дня, приняться за выполнение ответственного задания. Его неожиданность никого не удивила. К непредвиденному привыкли. Война! Не раз, после работы, поздними вечерами разгружали железнодорожные платформы с поковками, которые прибывали в адрес училища с Урала, Из этих-то поковок и делали детали «РС». На разгрузку платфор мы давался лишь час, задерживать их бы ло нельзя. Мобилизовывались все, кто был свободен от работы, кто отдыхал в обще житии. Нытиков и отлынщикой не бывало. И не было случая, чтоб платформу хоть- на минуту задержали. Только дня по два гу дели руки от сотен тяжелых поковок, ко торые приходилось перекидывать за один вечер, почти без передышки. Однажды зимой нужно было доставить в мастерские со склада, что на противопо ложном конце города, стальные пруты для изготовления одной важной детали — ее выпускали десятками тысяч на револьверных станках в учебных мастерских. В училище была одна старенькая полуторка, загружен ная обычно д о предела — с ' раннего утра д о ночи. Она, к тому же, ремонтировалась по три раза в неделю. Словом, надежды на нее не было. А прут нужен немедленно, его запасы в училище иссякли. И вот полсотяи ребят, собрав у товари щей более-менее исправные валенки, от правились на склад. А затем пешком через весь город и по льду замерзшей Оби, рас тянувшись длинной цепочкой, тянули во локом все пятнадцать километров по два пятиметровых прута, ’ положенных одним концом на плечо. Цепочка эта иногда задерживала движ е ние транспорта, кое-где даж е создавала пробки, но никто ребят за это не осуждал даж е мысленно. А из них никто ни разу не сбросил с плеч тяжелую ношу, не пожало вался на усталость, не остановился пере дохнуть. В войну всем тяжело! Сегодняшнее задание, принятое самими б . С и б ирски е огн и № 3. ребятами как собственное фронтовое обяза тельство, не было для них исключительным, хотя и требовало ссьвершить почти не возможное. Обычно за восьмичасовую с,ме- ну удавалось изготовить .до восьмисот деталей, сегодня ж е за шесть часов надо было сделать тысячу. Такой производитель ности юные токари еще не знали. Вот эт-о- то прежде всего заботило и тревожило ре бят. Поэтому они с нетерпением ждали начала работы, ожидая команды и указа ний своих мастеров-наставников.' Почти одновременно ,с молодежью, по второй лестнице в мастерскую спустились директор и мастера. Решено было, что пятьдесят юношей-то- карей немедленно встанут к станкам и б у-. дут работать три часа (они уж е день от работали), остальные пойдут в-клуб учили ща на вечер и сменят товарищей на следую, щие — уже неполные три часа. Быстро разобрали инструмент, установили заготовки в патронах, включили станки и начали... Без раскачки, в темпе, как будто бы и не уходили из мастерских. Синяя го рячая стальная стружка зазмеилась одно временно на всех станках. Мастера произЕюдственного' обучения — все они оказалькь в училище,— снова на дев спецовку, ходили между ряда.ми стан ков,. внимательно наблюдая за работой, кивком или улыбкой подбадривая мальчи шек, помогая кому-то, если это было не обходимо. Детали не были сложными; цилиндриче ская обточка, снятие фаски, фасонная вы точка, нарезание резьбы и подрезка. Но необходимы были безупречность резьбы и точность в размерах. Это было главнейшим требованием. И трудностью. В течение получаса инженер и технолог училища вместе с мастерами перевели стан ки на предельные режимы резания, в мас терскую принесли из «НЗ» новые резцы и калибры, организовали подвоз поковок и приемку готовых изделий прямо у рабочего места. Заменили подставки под ноги у стан ков, где работали самые невысокие маль чишки. Усилили освещение мастерской, вы вернув мощные электролампы в клубном зале. Владимир Ильич Васильев, двое мастеров и работники ОТК едва успевали проверять готовые детали. Пока все шло благополуч но. Борьба за выполнение срочного заідания разгоралась. Однако до победы было еще далеко: прошло два ч а са— сделано было значительно .меньше трети. А ребята начали уставать. Директор училища — в недавнем прошлом технолог крупного машиностроительного за вода — распорядился срочно сменить осо бенно утомившихся ребят. «Резерв» на ходился здесь же: ребята из параллельных учебных групп подносили поковки, убира ли стружку, накопившуюся у станков, упа ковывали готовые детали, бегали за инстру ментом в отдел механика, где четверо . мастеров непрерывно затачивали резцы, бесперебойно обеспечивая ими токарей. «Резервисты» с радостью вставали, хоть на короткое время, к станкам, очень старались и общего Темпа работы не сбивали. Ужинать уходили поочередно. Станки,не выключались. На них работали сменщики- «резервисты», в том числе — девушки, , ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2