Сибирские огни, 1985, № 3

в клубе шла подготовка к праздрику, но самым оживленным мёстом в училище оста­ вались мастерские. В последний день года все группы должны были сдавать готовую продукцию непосредственно представите­ лям ОТК и военпредам завода. Ребята, конечно, волновались. Кроме того, надо было предъявить о б ­ щественной комиссии каждый станок и всю мастерскую в безупречно чистом виде, хоть это и не легко сделать. , А потом надо успеть .помыться и не опоздать на линейку, последнюю в это.м году. На все вроде, должно бы хватить времени д о праздничного вечера. Правда, отмыть с рук эмульсию и машцніное масло холодной водой с черно-зеленым комочком- мыла, больше похожим на кусок затвердев­ шей глины, дело мудреное, но если по­ стараться... Не обошлось в этот хлопотный пред­ праздничный день и без вызвавшего улыб­ ку членов общественной комиссии забавного и трогательного эпизода. При проверке мастерских, в одной из инструмен­ тальных тумбочек, нашли маленькую тря­ пичную куклу; тринадцатилетняя девочка- токарь, воспитанница Барышевского дет­ ского дома, .получила ее в подарок от любимой учительницы. С этой кукол.кой она была неразлучна. Ходила на занятия, за ­ сунув ее в карман платья, на ночь — пря­ тала'п од подушку. Сегодня второпях де- _ вОчка забыла свой «талисман» в мастер­ ской. Куклу вернули і^озяйке, с просьбой не брать игрушку на работу, пусть дож и­ дается дома. Ужин , сегодня из-за новогоднего вечера будет немного позднее обычного, поэтому ремень надо затянуть потуже и .дотерпеть. Ужин обещан праздничный: кроме обыч­ ного пшенного супа — тушеная капуста, стакан компота и по маленькому кулечку карамелек. Богатство! Все шло по плану, и ребята, и взрослые были настроены на праздничный вечер и завтрашний долгожданный отдых, но теле­ фонный звонок главного инженера завода внезапно все изменил. Заводу была нужна сегодня .дополнительно тысяча деталей, ко­ торые изготовлялись учащимися. Директор училища Петр Семенович Ма­ лахов объяснял, что училище выполнило свой план, передает последние изделия представителям завода. Учащиеся закончи­ ли работу и собрались по домам. И допол­ нительное задание . переутомленным под­ росткам просто не по силам, ведь уж е около шести часов вечера... Главный инженер попросил директора все ж е что-то предпринять и позвонить через полчаса. Разговор* этот олышнли ребята из коми­ тета комсомола, обсуждавшие в дирек­ торском кабинете план проведения ново­ годнего вечера. Выскочив из кабинета и топоча тяжелыми солдатскими ботинками по длинному КОрИДО'Ру, они помчались в комитет комсомо'ла, сговариваясь на ходу; — Скажем Оле... Н адо комитет созывать. Обязаны помочь заводу... Ребята ещ е не ра­ зошлись, М 0 Ж.Н 0 токарей собрать..: На ве- чере-то все будут. Оля Власбва — осво^божденный аекретарь комитета 'комсомола — стройная, светло­ волосая девупіка лет девятнадцати, не по возрасту рассудительная, удивительно чут­ ко понимавшая ребят и их заботы, была хорошим молодежным вожаком. К ней прибегали с письмами от фронто­ виков, ей первой, рассказывали об очень сложных порою домашних делах, ей до.ве - ряли сердечные тайны и, конечно, с ней решали все вопросы коімсомольской жизни каждой учебной группы. Оля знала по именам 'и фамилиям почти всех ребят в училище, а их было больше двух тысяч. Она успевала рано утро.м забеж ать в общежитие — навестить боль­ ных еще д о обхода врача, узнать п о , пути в сто'ловой, чем будут сегодня кормить, придумать новый вымп«л на рабочее место . шьйедителей сорев.нования, перего.ворить о предстоящих делах и планах с замполито'м и директором училища. И весь день д о глу­ бокого вечера была в.месте с ребятами,-т- в мастерских, на заводе, в общежитии. Комитет комсомола — боевой штаб учи­ лища. Тут решились вопросы социалисти­ ческого соревнования за перейыполнение фронтовых заказов, готовились подарки бОйцам, разрабатывались планы благо­ устройства переуплотненного общежития,, проходили .репетиции самодеятельности пе­ ред поездкой в госпитали. Здесь родились предложения о тимуровской помощи семьям фронтовиков— мастеров и преподавателей училища и о сборе средств «а самолет — подарок Александру Покрышкину, который д о войны учился в этих мастерских еле- . сарному делу. Ворвавшись в комйтет, мальчишки, пере­ бивая друг друга, закричали с порога: ■ > —. Оля, собирай коімитет. Зво'нили с заво­ да, просили дать еще одну тысячу деталей к «катюше». Директор жалеет нас и отка­ зывается. Н адо решение принять. Пока не поздно, можнЬ всех токарей задержать. Будет наше решение — директор согла­ сится. На экстренное заседание комитета вы­ звали комсогрупоргов и старост учебных групп, пригласили старшего мастера и ин­ женера. училища. Через считанные минуты ; в комнате стало так тесно, что можно было только стоять. Некоторые осталиеь в ко­ ридоре и Слуш'Зли через открытую дверь. Почти без обсуждения решили: заводу помочь рбязаны, ведь задание фронтовое. Ко.мсомольцы-токари вернутся в 'мастерскую и продолжат работу. Детали знакомые, их уж е делают без чертежей. Размеры и до­ пуски давно «засели» в голове. Технология тоже. Заготовки имеются в избытке. ■Ин­ струментальщица еще не успела уйти. Вот мастеров надо попросцть остаться, без их помощи будет трудновато. А директору , надо скорее сообщить о решении комитета. К нему пош'ли Оля и старший мастер. Вскоре они возвратились. Старший м а е - тер Владимир Ильич Васильев сказал; — Директор согласился с решением ком-* сомольцев, но с одним условием; работать только д о полуночи, постараться за шесть} неполных' часов выполнить все задание. На ночь не оставаться и пеового января— отдыхать. . А затем, улыбаясь, добавил; '— У Петра Семеновича уж е собрались! почти все мастера: узнали о звонке с заво-: да и решили, дож даться решения самихб

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2