Сибирские огни, 1985, № 3

базового завода детали «РС»— снарядов знаменитой «Катюшги», обрабатывало кор­ пуса мин и еще ьгое-что из изделий, необ­ ходимых фронту. Эту сложную, пгммчалу казавшуюся не­ посильной для подростков, работу они, только-только изучившие азы будущей профессии, выполняли, с большой ответст­ венностью, не жалея си л вкладывая в дело все свои знания, навыки, появляющуюся сноровку, стараясь не уступать в качестве и скорости заводским рабочим, военные нормы выработки которых знали хорошо. В те годы в ремесленных учиашщах были до предела сокращены теоретические заня­ тия — оставлены только математика, по­ литзанятия, русский язык и специальньіе предметы. Введена круглосуточная,— н три смены по восемь часов,— работа в учебных мастерских или цехах заводов. Общежитие учащихся, рассчитанное на двести человек, теперь вмещало больше ' тысячи. Многие классы и все свободные помещения превращались *в спальные ком­ наты. В них плотно стояли деревянные топчаны или двухъярусные койки и не бы­ ло никакой другой мебели, да для нее и места не оставалось. Училище было похоже на дисциплиниро­ ванную роинскую часть. Полувоенная фор­ ма: черная шинель с петлицами и блестя­ щими пуговицами, ремень с металлической пряжкой, ' іципка-ушаяка 'с техническим значком дополняли сходство. «Ремесленни­ ки» были похожи на матросов. Ленинградские ребята,' прибывшие с эва­ куированными училищами, рассказывали, что, когда они были на строительстве обо­ ронительных рубежей под Лугой и 'Дудер- гофом, немецкие стервятники на бреющем полете расстреливали работающих из пу­ леметов, прия'имая подростков в шинелях за балтийских моряков. Свою форменную одеж ду ребята любили. Особенно — шинели. Следили, чтобы они всегда были в порядке. Иногда перед стрельбами или строевыми занятиями,— а ввеняая подготовка велась основательно,— прибегали в соседнюю группу за пуговицей, если своя потерялась. Случалось, что одна пуговка в день строевого смотра успевала побывать на двух-трех шинелях. Что де­ лать? Запаса пуговиц в училище нет, а на смотрах порядки строги. Частенько, за полночь, после утомитель­ ного трудового дня, справивш'ись с об­ щественными поручениями, прижа.вішись друг к другу, на жестких топчанах в хо­ лодном общежитии, приблизив листочки бумаги к мерцающей вполнакала электро­ лампочке, читали письма с фронта — все подряд. И только после каждый отдельно по нескольку раз перечиты.вал «свое» пись­ мо — отца или брата, и, аккуратно сложив его в несколько сгибов, хранил в левом верхнем кармане гимнастерки — поближе к сердцу. Солдатские советы и наказы в письмах невольно становились советами для всех. I Вообще-то, ребята жилц, учились и рабо­ тали дружно. Но знакомство через письма с отцами и семьями товарищей роднило еще больше. И если кому-то треугольник по­ левой почты приносил тяжелую весть — горевали все вместе. ' • С большим интересом читались письма с фронта от Коли Задорнова. Коля был уче­ ником первого набора, поступил в декабре сорокового. Проучившись немногим больше - года, он после долгой «осады» военкомата ушел добровольцем на фронт. А учился он в группе слесарей:' Профес­ сию осваивал легко и быстро — руки у него были золотые. Он вскоре стал надежным по­ мощником мастера. Система выдвижения помощников из лучших учащихся, введен­ ная Новосибирским управлением трудовых резервов, была одобрена Москвой, широко распространилась по ремесленным учили­ щам страны и надежно себя оправдала. Молодежь заменяла настоящих мастеров производственного обучения, уходивших на фронт. И с делом справлялась. Колю Задорнова любили за трудолюбие, смекалку, общительный характер, удиви­ тельную отзывчивость и доброту. Увидев однажды, как мучается над из­ готовлением плсюкогубцев один паренек, вконец испортивший заготовку, Коля вы­ просил у кладовщицы новую поковку и за два вечера сделал отличные плоскогубцы. Положил их в ящик товарища, а его рабо­ ту выбросил. . Разоблачение наступило немедленно. П о­ допечный Николая,— леноватый и не сов­ сем честный мальчишка,— обрадовавшись находке, решил сразу ж е сдать ее мастеру, не утруждая себя раздумьями о таинствен­ ном превращении брака в хорошее изделие. Константин Федорович Волончук — мас­ тер группы — не только разоблачил обман­ щика, но сразу ж е определил и изготови­ теля. За обман попало обоим. Был у Кон­ стантина Федоровича острый глаз. Он лег­ ко распознавал работу каждого из трид­ цати своих питомцев и никогда не ошибал­ ся. Говорил, что настоящих слесарей мож­ но различить по «почерку». У самого был отличный «каллиграфический почерк» ин­ струментальщика высшего класса и при­ родный талант педагога. - Теперь Коінстантину Федоровичу — за­ служенному мастеру профтехобразования — за семьдесят. Но он по-прежнему бодр, трудолюбив, требователен к. себе, своим нынешним ученикам. И не собирается бросать нелегкую работу по воспитанию рабочей смены. Только снежная седина и морщинки на ^похудевшем лице выдают возраст. А подготовил он за время работы в учи­ лище около тысячи отличных слесарей. Большинство из них работает на «Сибсель- маше». Многие уже стали инженерами, командирами производства — мастерами, начальниками цехов и отделов, есть и не­ сколько директоров заводов. Все они, став­ шие отцами и дедами, наставника и учи­ теля своего не забывают; навещают Кон­ стантина Федоровича, всегда с восхищением и благодарностью отзываются о нем. С сорок второго и почти до конца войны посылал письма с фронта в адрес комитета комсомола и своей группы Коля Задорнов. Его толковые и бодрые послания всегда читали на общих собраниях и группах. Вот и сегодня директор обещал прочитать иа новогоднем вечере полученную накануне весточку от Коли.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2