Сибирские огни, 1985, № 3
базового завода детали «РС»— снарядов знаменитой «Катюшги», обрабатывало кор пуса мин и еще ьгое-что из изделий, необ ходимых фронту. Эту сложную, пгммчалу казавшуюся не посильной для подростков, работу они, только-только изучившие азы будущей профессии, выполняли, с большой ответст венностью, не жалея си л вкладывая в дело все свои знания, навыки, появляющуюся сноровку, стараясь не уступать в качестве и скорости заводским рабочим, военные нормы выработки которых знали хорошо. В те годы в ремесленных учиашщах были до предела сокращены теоретические заня тия — оставлены только математика, по литзанятия, русский язык и специальньіе предметы. Введена круглосуточная,— н три смены по восемь часов,— работа в учебных мастерских или цехах заводов. Общежитие учащихся, рассчитанное на двести человек, теперь вмещало больше ' тысячи. Многие классы и все свободные помещения превращались *в спальные ком наты. В них плотно стояли деревянные топчаны или двухъярусные койки и не бы ло никакой другой мебели, да для нее и места не оставалось. Училище было похоже на дисциплиниро ванную роинскую часть. Полувоенная фор ма: черная шинель с петлицами и блестя щими пуговицами, ремень с металлической пряжкой, ' іципка-ушаяка 'с техническим значком дополняли сходство. «Ремесленни ки» были похожи на матросов. Ленинградские ребята,' прибывшие с эва куированными училищами, рассказывали, что, когда они были на строительстве обо ронительных рубежей под Лугой и 'Дудер- гофом, немецкие стервятники на бреющем полете расстреливали работающих из пу леметов, прия'имая подростков в шинелях за балтийских моряков. Свою форменную одеж ду ребята любили. Особенно — шинели. Следили, чтобы они всегда были в порядке. Иногда перед стрельбами или строевыми занятиями,— а ввеняая подготовка велась основательно,— прибегали в соседнюю группу за пуговицей, если своя потерялась. Случалось, что одна пуговка в день строевого смотра успевала побывать на двух-трех шинелях. Что де лать? Запаса пуговиц в училище нет, а на смотрах порядки строги. Частенько, за полночь, после утомитель ного трудового дня, справивш'ись с об щественными поручениями, прижа.вішись друг к другу, на жестких топчанах в хо лодном общежитии, приблизив листочки бумаги к мерцающей вполнакала электро лампочке, читали письма с фронта — все подряд. И только после каждый отдельно по нескольку раз перечиты.вал «свое» пись мо — отца или брата, и, аккуратно сложив его в несколько сгибов, хранил в левом верхнем кармане гимнастерки — поближе к сердцу. Солдатские советы и наказы в письмах невольно становились советами для всех. I Вообще-то, ребята жилц, учились и рабо тали дружно. Но знакомство через письма с отцами и семьями товарищей роднило еще больше. И если кому-то треугольник по левой почты приносил тяжелую весть — горевали все вместе. ' • С большим интересом читались письма с фронта от Коли Задорнова. Коля был уче ником первого набора, поступил в декабре сорокового. Проучившись немногим больше - года, он после долгой «осады» военкомата ушел добровольцем на фронт. А учился он в группе слесарей:' Профес сию осваивал легко и быстро — руки у него были золотые. Он вскоре стал надежным по мощником мастера. Система выдвижения помощников из лучших учащихся, введен ная Новосибирским управлением трудовых резервов, была одобрена Москвой, широко распространилась по ремесленным учили щам страны и надежно себя оправдала. Молодежь заменяла настоящих мастеров производственного обучения, уходивших на фронт. И с делом справлялась. Колю Задорнова любили за трудолюбие, смекалку, общительный характер, удиви тельную отзывчивость и доброту. Увидев однажды, как мучается над из готовлением плсюкогубцев один паренек, вконец испортивший заготовку, Коля вы просил у кладовщицы новую поковку и за два вечера сделал отличные плоскогубцы. Положил их в ящик товарища, а его рабо ту выбросил. . Разоблачение наступило немедленно. П о допечный Николая,— леноватый и не сов сем честный мальчишка,— обрадовавшись находке, решил сразу ж е сдать ее мастеру, не утруждая себя раздумьями о таинствен ном превращении брака в хорошее изделие. Константин Федорович Волончук — мас тер группы — не только разоблачил обман щика, но сразу ж е определил и изготови теля. За обман попало обоим. Был у Кон стантина Федоровича острый глаз. Он лег ко распознавал работу каждого из трид цати своих питомцев и никогда не ошибал ся. Говорил, что настоящих слесарей мож но различить по «почерку». У самого был отличный «каллиграфический почерк» ин струментальщика высшего класса и при родный талант педагога. - Теперь Коінстантину Федоровичу — за служенному мастеру профтехобразования — за семьдесят. Но он по-прежнему бодр, трудолюбив, требователен к. себе, своим нынешним ученикам. И не собирается бросать нелегкую работу по воспитанию рабочей смены. Только снежная седина и морщинки на ^похудевшем лице выдают возраст. А подготовил он за время работы в учи лище около тысячи отличных слесарей. Большинство из них работает на «Сибсель- маше». Многие уже стали инженерами, командирами производства — мастерами, начальниками цехов и отделов, есть и не сколько директоров заводов. Все они, став шие отцами и дедами, наставника и учи теля своего не забывают; навещают Кон стантина Федоровича, всегда с восхищением и благодарностью отзываются о нем. С сорок второго и почти до конца войны посылал письма с фронта в адрес комитета комсомола и своей группы Коля Задорнов. Его толковые и бодрые послания всегда читали на общих собраниях и группах. Вот и сегодня директор обещал прочитать иа новогоднем вечере полученную накануне весточку от Коли.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2