Сибирские огни, 1985, № 2
тые парни и девчата и чинно рассажи ваться за. столики. На столиках, застланных накрахмален ными скатерками,— вазочки с яблоками, коінфеты и по бутылке шампанского. Собрались все, до единого, . пригла шенные». Все обещало успех. И действительно, вечер удался: и стихов много прозвучало, и задавали вопросы, и спорили. Однако, взволнованные стихами и разговором, «ор ганизаторы вечера как-то не заметили то го, что некоторые из присутствующих пар ней то и дело вставали с мест и, пошаты ваясь, подходили к буфетной стайке, что буфетчица — мужеподобная, плечистая, С тремя подбородками баба Хоря Кобы- лина, предварительно собрав' с _ каждого стола по пятнадцать с полтиной, что-то им подливала из-под полы, что из вести бюля доносятся' шум и вроде бы ругань, что оттуда клубами, как от пожарища, в зал наплывает синий табачный дьям»./ Вечер закончился скандалом, вызовом его орга низаторов в райком. Один из главных конфликтов романа связан с постановкой силами коллектива художественной самодеятельности пьесы учителя литературы, фронтовика Семена Михайловича Бурова, пьесы, в основе которой лежал «действительный эпизод девятнадцатого года», связанный с истори ей села, его людьми. Речь здесь шла о пре дателе Никите Быстрове, сын которого жив и процветает в Мысах. Это лесничий Мысовского совхоза Силантий Быстров. Он не только устроил скандал, сорвал по становку пьесы, но стал мстить Родикову и всем, кто с ним близок. Быстров, как говорится, играет по крупному счету. И' бороться с ним не так-то просто. Зная, что никто не слышит, он говорит Родикову: — В моих руках все!.. Леса надо на дачу — пожалуйста! Поохотиться захоте лось в заказнике — милости просим! Вы годный акт подмахнуть'— в любую мину ту! Я, соплячок, кого хочешь куплю...». Он не одинок, этот Силантий. Вот что заявляет Родикову директор леспромхоза Касаткин: «Слушай, Родиков, что тебе Дался наш леспромхоз? Ведь не по зубам он тебе. Не по зу-бам1 Сравни, кто мы и кто ты. А потому мой совет: канай отсюда к чертовой бабушке и не попадайся больше мне на гла за. Ведь раздавлю, как поганого червяка!» Устоять, выдержать, не только не сдать ся, но и победить помогают Родикову та кие люди, как друг Бурова капитан третье го ранга Нечаев, ученик Бурова Григорий Не&эгатый, ныне председатель рабочего комитета леспромхоза, рабочий Мысовско го леспромхоза и нештатный охотннспектор Трифон Исаич Бойков, секретарь райкома комсомола Владимир Соловьев и многие другие. Многое в романе помогает понять само отношение Геннадия Родикова к людям. Оя ищет в них честности, искренности, преданности делу. На этой основе и скла дываются его отношения с библиотекарем Катериной Петровной,^ с Володей Соловье вым, с электриком-ьплясуном Колей Мар тиным и другими. Это люди, на которых «всегда можно положиться». В романе поставлена ц такая назревшая общественная проблема, как преподавание литературы, ибо еще немало уроков, где «вм.есто постижения самого духа того или иного .произведения» заставляют «зазубри вать какие-то совершенно ненужные фа булы и сюжеты, завязки и подвязки», дробят вещь, терзают ее, «будто для того, чтобы познать, в чем заключается прелесть любимой женщины, нужно выпустить ей кн'шки». И не просто сказано об этом, но и дан образ настоящего учителя Семена Михайловича Бурава, для которого препо давание литературы было неотделимо от знаний родной истории, языка, было пре подаванием нравственности. Отношение к делу, к людям, к миру лучших героев романа делает убедитель ными и те вопросы, которые они себе задают в нелегкие минуты жизни. «Что мы делаем, что мы творим на нашей безответной зем ле? Кто мы такие, что позволяем себе рас поясываться порой до предела?» Есть, однако, в романе и некоторые из держки: думается, что совершенно напрас но «мимоходом» задета серьезная тема, связанная с образами бывішего кулака и ак тивиста. Автор, признавая устами своего героя «глубочайшую драму», попросту отмахивается от нее. Некоторым суждениям в романе ■не-ь достает наполненности, весомости. , В целом же роман убеждает, как много может сделать человек, реш'йвший для се бя: «Вмешиваться, . бороться. Отстаивать истину. Отстаивать идеал. Несмотря ни на что. Даже на-то, что это кому-то из вы- шепоставленных дядей может не нра виться». А. ПАНТЕЛЕЕВА Журн.ал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 2 — 1985 г. Зап ад н о -С и б и р ско е к н и ж н о е и зд а т ел ьс т в о вЗООв®. Н о во си би р ск. К р асн ы й п р о с п е к т 32 .Х удож ественны й р е д а к т о р А. И. ТОБУХ. Т ех н и ч еск и й р е д а к т о р И. М. ПОТОЦКАЯ' А д р е с р е д а к ц и и ; Н ово си б и р ск, 50. К р асн ы й п р о сп е к т. 80 Т ел еф о н ы : гл, р е д .— 22-1Ѳ-41, зам . гл. ре.д.— 20-54-28. о тв. с е к р е т а р ь — 20-55-18 отд. п р о зы — 20-53-67. отд. оче.рков — 20-56-09, отд. п о эзи и — 20-56-29 отд. к р и т и к и — 20-56-50. за в . р е д а к ц и е й — 20-56-03. С дано в н аб о р 31.10.84 г. П о дп и сан о в п еч ат ь 24.12.84. МН00501. Ф о р м ат 7 0x108/16. Б ум . тип . № 3. Г ар н и тѵ р а л и т е р а т у р н а я ' П еч ать в ы со к ая . Уел. п еч . л. 15,4. У ч-изд. л. 18,98 Уел кр.-отт. 15,75 Т и р а ж 90000 З а к а з 3002. Ц ен а 80 коп, , . Т ипогра,ф ия и зд-ва « С оветская С ибирь». 630048, Н о во си би р ск, ул. Н ем и р о в и ч а-Д ан ч ен к о . 104.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2