Сибирские огни, 1985, № 2
«Солдат возвращался в организм при роды как ее естественная часть...» (с. 115). ■Астафьев давно думает о военном рома не, который, говорит В. Курбатов, поможет ему «вытолкнуть тяготящую пробку из сердца, которая не дает вздохнуть полной и освобожденной грудью» (с. 83). Странная метафора!, Другое дело, если говорить о тяжести на сердце, тогда все становится на .свои места. И последнее замечание. Астафьев, по мнению В. Курбатова, никогда не забывает гоголевского утверждения, что «искусство есть водворение, в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства».. Возможно, Виктор Петрович и помнит это утверждение высоко 'ценимого им Гоголя, ■однако вряд ли с ним согласен. Ведь кии-' ги Астафьева просто созданы для того, чтобы тревожить, смущать,' будоражить нашу совесть. Как и вообще — всякое вы сокое .искусство. Вспомним Васю-поляка из «Далекой и близкой сказки» В. А стаф е- ва. Если его скрипка и принесла какое-то временное успокоение мальчишке, то ведь, слушая ее, бабы плачут, а мужики напива ются и буйствуют. Подводя итоги разговора о книге Вален тина Курбатова «Миг и вечность», можно сказать, что при некоторых просчетах и спорности отдельных ее положений она имеет бесспорную ценность для читателя, потому что, будучи талантливо написанной, не только знакомит с биографией писате ля, но и вводит в круг идей и проблем •астафьевских произведений, в которых не так-то просто разобраться: ведь жизиь м ож на, а герой Валентина Курбатова всегда идет от жизни. В. ТИХОМИРОВ Анна Неркаги. Северньае повести. М., «Современник», 1984. В новую книг-у'Анны Неркаги включены два произведения: «Илир» и «Анико из рода Ного». Они составляют единый цикл, посвященный жизни ненецкого народа от первых лет революции до нашего времени. В повести «Илир» запечатлено становле ние Советской власти на Севере, начало «великого кочевья» ненцев к новой, неве домой жизни. «По тундре, подобно поземке перед пургой, от стойбища к стойбищу, от чума к чуму, ползли слухи о какой-то но- ВОЙ жизни... Слухи были н-едобры, пугали...» Тревогу и страх вселяют эти слухи в души хозяев стойбища в предгорьях По лярного Урала-Мерче и его сына Майме, владельцев несметного стада оленей. Но если старый Мерче, не приемля грядущих перемен, мудро понимает их неотврати мость, то сын, полный слепой злобы, пыта ется отстоять свою власть над тундрой, свое богатство. Три тысячи отборных оленей, половину стада перегоняет он а Капкан Злых Духов — потаенное место в ураль ских ущельях, чтобы не попало это богатст ве в руки «красных волков», «нищих пастухов». • Но новое властно вторгается в тундро вые стойбища. Его нельзя удержать, как невозможіно остановить весеннее половодье. Провозвестником радостных перемен явля ются красные нарты. Их уже видели в со седних становьях... Они «голодным дают ’ мяса, для этого отнимают оленей, у кого их много». И в стойбище богача Мерче прибыли Красные нарты — его бывшие пастухи братья Сэротэтто и Худи Падро, а с ними русские товарищи, большевик Егоров со своим молодым другом. Полный бешеной волчьей ненависти «владыка тунд ры» Майме ударом ножа оборвал жизнь старшего Сэфтэтто, двадцать лет батра чившего у богатых оленщиков. Нельзя без волнения читать речь русско го большевика Егорова над могилой свое го ненецкого брата. «Спи спокойно, первый коммунист тундры. Ты не подавал заявле ния в партию, но всей своей жизнью и самой смертью ты доказал, чТо достоин звания большевика». Майме, вину которого взял на себя его отец, удается на время уйти от возмездия Красных нарт. Он откочевал со своим , чу мом, чтобы, подобно пауку, укрыться до поры до времени в темном убежище среди скал. С собою увез он на «поганых нар дах» мальчика-сироту Илира, который со общил приезжим тайну Капкана Злых . Духов. Горестная история жизни восьмилетнего сироты, его тяжкая судьба, воплотившая трагическую участь бедняков-оленеводов Ямала, составляет сюжетную основу по вести. Мстительный, жестокий Майме пыта ется лиш'ить Илира человеческого обличья, превратить в сторожевого пса, он истязает мальчика, сажает на цепь, нещадно изби вает арканом... Но Майме все больше пре вращался в кровожадного зверя, а Илир оставался Человеком! Мальчика поддерживает вера в справед ливость и добро. В его сердце звучит на родное преданье о Голубых Великанах, которые уничтожат жестокость и утвердят ^ любовь. Илир совершает акт возмездия — за свои муки, за украденное детство, за всех обездоленных. Разъяренное стадо по гнал он на своего мучителя. «Живая стена разгоряченных тел, копыт, рогов смяла его. Олени неслись лавиной, сметая все живое...» «Илир»— произведение сложное, много стилевое. Суровая реалистическая правда, ' конкретные, хорошо знакомые Анне Нер каги реалии жизни и быта ненецкого^ чума, верований и обычаев его хозяев — все это сочетается с романтической символикой, корни которой. — в фольклоре. Мать — прародительница Яминя, хранительница очага Мяд-пухуча, Харбцо — злой дух, ли шающий людей рассудка. Голубые Велика ны, воплощающие идеал лобра,—- вое эти образы почерпнуты из йародного творчест ва. Да и само имя мальчика «Илир» озна чает «Жизнь». В конечном итоге идея по вести — торжество Добра над Злом представляет собой глубинный смысл фи лософии, заложенной в ненецком народно поэтическом творчестве. Првесть «Анико из рода Ного» переносит читателя в наше время. Неркаги занимают здесь, нравственные вопросы — о долге че ловека перед родным краем, перед своим народом. ...Ушло в прошлое то время, когда не нецкий род Ного был многочисяёняым, жил в дружбе с соседями, щедро приносил
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2