Сибирские огни, 1985, № 2
дочь — до- сих пор не могу понять...» — сокруш'ается мать Ирины. «Мать контро лировала каждый его шаг»,— удивляется неожиданной метаморфозе своего сыка Ц ветков-старший. • Как видим, я ослабленный, и ужесто ченный контроль дал, в принципе, одина ковые результаты. Стало быть, все не так просто. И где он, тот овертсж, который вывел каждого из юных героев повести на окольные жизненные пути, отчуждая ■ от семьи и обіцества, и привел к фальши вому и призрачному — «жестокому счастью»? •Ответа на это, к еожалению, в ' книГе . мы так и не находим, что, на мой взгляд; ■ значительно облегчило произведение, , Более весомой, более углубленной и ос новательной в этом смысле видится вторая повесть, давшізя название всей книге,— «Последствия неустранимы». И прежде всего потому, что в ней писатель особен но чуток и внимателен к социально- нравственному климату, в котором живут ■и действуют его персонажи. В дачном кооперативе совершено убийст во начальника передвижной механизи рованной колонны . Головчанокого — фигу ры в районе известной. Случай как будто бы заурядный в ■след ственной практике. Однако шаг за, шагом разматывая клубок преступления, Антон Бирюков и его коллеги приходят к па радоксальному, на первый взгляд, но точ ному по существу выводу: главным преступником во всей этой истории ока- зываетря сам , потерпевший. Штрих за штрихом ■автор проявляет йстиняое лицо , Годовчанского — махинатора, злоупот ребляющего своим служебным положе нием и запускающего руку в государст венный карман, взяточника и шантажиста, нечистоплотного, аморального типа. Но, что особенно важно, М. Черненок убедительно изображает почву, на которой произрастают Головчанские (не случайно у бывшего начальника ПМК так много покровителей самого различного ранга, которые сквозь пальцы смотрят на его те.мные делишки). Атмосфера безнака занности и вседозволенности рождала у Головчанского, с одной стороны, не уемную, алчную страсть, к легкой наживе, а с другой — пренебрежительное, высоко мерное отношение к окружающим. Прослеживая развитие и накопление уродливых черт в своих героях, прежде всего — в Головчанском, М. Черненок при ходит к выводу, с которым трудно не согласиться: рано или поздно количество отступлений от нравственных норм пере ходит I в качественное перерождение человека — он становится преступником, отравляя и оскверняя все вокруг. Более того, те, кто находится в сфере его влия- - ,ния,,тоже рискуют заразиться его мораль ной и нравственной нечистоплотностью и заразить ими других. Иначе говоря, возникает своего рода цепная реакция, последствия которой, действительно, могут быть неустранимы. Говоря о новой книге М. Черненка, хо чется подчеркнуть ставш'ую уже тради ционной для этого писателя притягатель ность образов работников советской милиции. Автору удалось передать их поистине героический, рыцарственный ха рактер, их непрігмнримость к ■злу и вся ческим нарушениям социалистической законности, а также подлинно гуманисти ческую сущность их профессии. С особой силой и яркостью запечатлено все это в сквозном персонаже повестей М. Черненка — инспекторе, а потом и на чальнике уголовного розыска Антоне Би рюкове. Мы видим, как герой с каждым новым, произведением писателя мужает, набирается юяыта и профессионального мастерства, становится проницательнее, прозорливей, житейски мудрей. Д аж е во внешнем облике Бирюкова нет ничего от традиционного сыщика. Он начистб лишен тех ложно-романтических черт, которыми нередко наделяют • своих героев авторы детективных . произведений. В своих внешних проявлениях перед нами мягкий, приветливый, очень доброжела тельный — интеллигентный человек, - кото рый в своей деятельности берет не супвр- менистыми ухваткаіми, не железным умением «раскалывать» на допросах преступника, а постоянно совершенствую щейся способностью глубоко вникать в суть дела, анализировать, сопоставлять факты ,и... проникаться искренним чело веческим участием к судьбам тех, кто, запутавшись, исковеркал свою жизнь. С этих позиций образ Бирюкова имеет еще и большое воспитательное’ значение, поскольку являет собой тип героя дейст венного, общественно активного, выполняю щего исключительно важное государствен ное дело, тип, в то же время не условный, не, ходульный, а реальный, жизненный, способный в силу -этого стать образцом для подражания «юноше, обдумывающему житье». Антон Бйркжов, надо думать, еще не 3 появится на страницах произведений ,. Черненка, и автору придется подумать о дальнейшем развитии и углублении, о дальнейшем движении этого характера; и не только в профессионально-служебном, ■но и в чисто человеческом аспекте — иначе говоря, сделать все для того, чтобы Антон Бирюков продолжал оставаться настоящим героем наших будней, рыца рем 'И одновременно чутким, душевным человеком. Алексей ГОРШЕНИН В. Курбатов. Миг и вечность. Красноярское кн. изд-во, 1983. Тему и жанр своей книги Б. Курбатов определил как «размышления о творче стве В. Астафьева». Писать о том, как пишут другие, дело не всегда благодарное и требует извест ной храбрости. Она находится, если есть любовь. Объяснением в Любви звучит лирический запев книги «Миг и вечность» — три стра ницы о том, ' как встреча с рассказом Виктора Астафьева «Ясным ли днем» стала настоящим потрясением для автора. С тех пор произведения писатеяя-сибиряка стали постоянным обтлктом внимания В. Курбатова, читателя и критика. «Он пиіпет глубоко личное, ■часто не меняя даже имен, а выходит общенарод-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2