Сибирские огни, 1985, № 2

дочь — до- сих пор не могу понять...» — сокруш'ается мать Ирины. «Мать контро­ лировала каждый его шаг»,— удивляется неожиданной метаморфозе своего сыка Ц ветков-старший. • Как видим, я ослабленный, и ужесто­ ченный контроль дал, в принципе, одина­ ковые результаты. Стало быть, все не так просто. И где он, тот овертсж, который вывел каждого из юных героев повести на окольные жизненные пути, отчуждая ■ от семьи и обіцества, и привел к фальши­ вому и призрачному — «жестокому счастью»? •Ответа на это, к еожалению, в ' книГе . мы так и не находим, что, на мой взгляд; ■ значительно облегчило произведение, , Более весомой, более углубленной и ос­ новательной в этом смысле видится вторая повесть, давшізя название всей книге,— «Последствия неустранимы». И прежде всего потому, что в ней писатель особен­ но чуток и внимателен к социально- нравственному климату, в котором живут ■и действуют его персонажи. В дачном кооперативе совершено убийст­ во начальника передвижной механизи­ рованной колонны . Головчанокого — фигу­ ры в районе известной. Случай как будто бы заурядный в ■след­ ственной практике. Однако шаг за, шагом разматывая клубок преступления, Антон Бирюков и его коллеги приходят к па­ радоксальному, на первый взгляд, но точ­ ному по существу выводу: главным преступником во всей этой истории ока- зываетря сам , потерпевший. Штрих за штрихом ■автор проявляет йстиняое лицо , Годовчанского — махинатора, злоупот­ ребляющего своим служебным положе­ нием и запускающего руку в государст­ венный карман, взяточника и шантажиста, нечистоплотного, аморального типа. Но, что особенно важно, М. Черненок убедительно изображает почву, на которой произрастают Головчанские (не случайно у бывшего начальника ПМК так много покровителей самого различного ранга, которые сквозь пальцы смотрят на его те.мные делишки). Атмосфера безнака­ занности и вседозволенности рождала у Головчанского, с одной стороны, не­ уемную, алчную страсть, к легкой наживе, а с другой — пренебрежительное, высоко­ мерное отношение к окружающим. Прослеживая развитие и накопление уродливых черт в своих героях, прежде всего — в Головчанском, М. Черненок при­ ходит к выводу, с которым трудно не согласиться: рано или поздно количество отступлений от нравственных норм пере­ ходит I в качественное перерождение человека — он становится преступником, отравляя и оскверняя все вокруг. Более того, те, кто находится в сфере его влия- - ,ния,,тоже рискуют заразиться его мораль­ ной и нравственной нечистоплотностью и заразить ими других. Иначе говоря, возникает своего рода цепная реакция, последствия которой, действительно, могут быть неустранимы. Говоря о новой книге М. Черненка, хо­ чется подчеркнуть ставш'ую уже тради­ ционной для этого писателя притягатель­ ность образов работников советской милиции. Автору удалось передать их поистине героический, рыцарственный ха­ рактер, их непрігмнримость к ■злу и вся­ ческим нарушениям социалистической законности, а также подлинно гуманисти­ ческую сущность их профессии. С особой силой и яркостью запечатлено все это в сквозном персонаже повестей М. Черненка — инспекторе, а потом и на­ чальнике уголовного розыска Антоне Би­ рюкове. Мы видим, как герой с каждым новым, произведением писателя мужает, набирается юяыта и профессионального мастерства, становится проницательнее, прозорливей, житейски мудрей. Д аж е во внешнем облике Бирюкова нет ничего от традиционного сыщика. Он начистб лишен тех ложно-романтических черт, которыми нередко наделяют • своих героев авторы детективных . произведений. В своих внешних проявлениях перед нами мягкий, приветливый, очень доброжела­ тельный — интеллигентный человек, - кото­ рый в своей деятельности берет не супвр- менистыми ухваткаіми, не железным умением «раскалывать» на допросах преступника, а постоянно совершенствую­ щейся способностью глубоко вникать в суть дела, анализировать, сопоставлять факты ,и... проникаться искренним чело­ веческим участием к судьбам тех, кто, запутавшись, исковеркал свою жизнь. С этих позиций образ Бирюкова имеет еще и большое воспитательное’ значение, поскольку являет собой тип героя дейст­ венного, общественно активного, выполняю­ щего исключительно важное государствен­ ное дело, тип, в то же время не условный, не, ходульный, а реальный, жизненный, способный в силу -этого стать образцом для подражания «юноше, обдумывающему житье». Антон Бйркжов, надо думать, еще не 3 появится на страницах произведений ,. Черненка, и автору придется подумать о дальнейшем развитии и углублении, о дальнейшем движении этого характера; и не только в профессионально-служебном, ■но и в чисто человеческом аспекте — иначе говоря, сделать все для того, чтобы Антон Бирюков продолжал оставаться настоящим героем наших будней, рыца­ рем 'И одновременно чутким, душевным человеком. Алексей ГОРШЕНИН В. Курбатов. Миг и вечность. Красноярское кн. изд-во, 1983. Тему и жанр своей книги Б. Курбатов определил как «размышления о творче­ стве В. Астафьева». Писать о том, как пишут другие, дело не всегда благодарное и требует извест­ ной храбрости. Она находится, если есть любовь. Объяснением в Любви звучит лирический запев книги «Миг и вечность» — три стра­ ницы о том, ' как встреча с рассказом Виктора Астафьева «Ясным ли днем» стала настоящим потрясением для автора. С тех пор произведения писатеяя-сибиряка стали постоянным обтлктом внимания В. Курбатова, читателя и критика. «Он пиіпет глубоко личное, ■часто не меняя даже имен, а выходит общенарод-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2