Сибирские огни, 1985, № 2
Спору нет, правильная линия была взя та в Омсксй области на строительство 'благоустроенных центральных усадеб кол хозов и совхозов по типу районных центров. Делалось и делается это с умом I я размахом. Но при - этом л ^ л е т -не ■всегда и 'не везде следовало «закрывать» небольшие селения. Да и переехавшие в центр совхоза не все остались довольны. Разве же это дело, сетует автор, когда гришковскую брига ду, работа.в«иую на коллективном подряде, в льобую погоду ежедневно возят к месту работы на открытой грузовой машине? У них там нет даж е теплого стана. Быть может, тут не стоило бы говорить обо всех этих вещах, поскольку книга Т. Саблиной приурочена к 30-летию цели ны. Но разве юбилейные издания не тем именно и отличаются, что в них, как ни в каких других, обязательно должен быть осмйслен пройденный путь. В заключение следует отметить, что 'главным в этой книге является все-таки 'яе критическое начало. Главное в ней — ..пафос утверждения нового во взаимо- ^ отношениях людей, новых форм организа ции труда, нового отношения к земле, своим обязанностям, своему долгу, к жиз ни вообще. Не случайно почти все ее герои — молодые люди, сельские комсо мольцы, энтузиасты своего дела, запевалы добрых начинаний. Люди, которым за все отвечать в будущем. И. ПЕТРОВ Михаил Черненой. Последствия неустра нимы. М., «Молодая гвардия», 1984. Имя писателя Михаила Черяенка не нуждается в особых рекомендациях. Он давно снискал популярность как у все- . союзного, так и у зарубежного читателя. Его детективные повести, рассказы, очер ки с неизменным интересом встречаются любителями этого жанра. И не просто потому, что сам по себе детектив, как лю бят о нем говорить, «обречен на успех». В детективных историях М. Черненка читателя привлекает не только умело закрученная интрига с «загадкой-разгад кой» преступления, но и, в неменьшей степени, острая злободневность, социаль ность, жизненность того, о чем о-н пиішет, узнаваемость изображенных типов и ха рактеров. В одном интервью М. Черненок, раз мышляя о Своей работе, замечает: «Де тектив — жанр очень сложный, ответст венный. Если, конечно, не смотреть . .на него, как на ширпотреб, призванный лишь развлекать, щекотать нервы». Здесь — кредо писателя, ибо в каждом из' своих ..произведений он заставляет читателя думать не столько о том, кто соверш'ил преступление, сколько о том, что выну дило человека оступиться и как помочь ему встать на верный путь. Не ■случайно же одной иа первых своих повестей «Кухтеринские бриллианты» М. Черненок в качестве эпиграфа предпослал выска зывание Спинозы «Обдумывая человече ские поступки, я всегда начинаю не с того. чтобы смеяться, скорбеть или порицать, а с того, чтобы понять». Не составляет в этом плане исключения я нован книга М. Черненка, куда вошли его повести последних лет «Жестокое ^счастье» и-. «Последствия неустранимы» . В конечном счете, механизм преступле ния в повести «Жестокое счастье» не так и сложен. Но сама по себе фабула это — только видимая часть «айсберга» взаимо связи и взаимоотношений персонажей, причастных к преступлению. Главное же, что волнует следствие, а вместе с ним, естественно, 'и автора повести,— причины и мотивы совершенного. Пожалуй, лишь Воронкин — сложив шийся преступник. Но и на Воронкина все валить автор не спешит. Несомненно, Ворон кин воспользовался трудным положением Васи Цветкова, которому были нужны день ги, чтобы уехать домой, и спровоцировал преступление. Но в то же время взял Во ронкин Цветкова, что называется, «теп леньким», морально уже готовым к пре ступлению. Я уж не говорю о Крыловецкой и ее подруге Галине Тюменцевой, кото рые давно уже жили на «грани риска». На что же опиралась эта «готовность», из каких источников питалась? Д а прежде всего из мещанских представлений о «кра сивой» роскошной жизни без забот и обязанностей. Ими руководствовалась в. своей недолгой жизни Ирина Крыло- вёцкая, которая ради этого и замуж-то вышла за человека, годив.шегося ей в отцы, и с Цветковым «закрутила», в ос новном, потому, что мальчик был из обеспеченной семьи. Недалеко ушли в этом смысле от Крьіловецкой ее подруги Тюмѳнцева и Кудряшкина. Д а и Вася Цветков, легко, беззаботно существуя за родительской спиной, никогда всерьез не задумывался ни о самом себе, ни о своем месте в окружающем мире. Вероятао, потому-то и ничего не стоило его сбить с пути истинного первым же, в общѳм-то, незначительным ударом судьбы. Но поставить диагноз — полдела. Надо найти корни болезни, условия ее зарож дения. «Я глубоко уверен, что всякое тяжкое преступление начинается с малого. Это, знаешь, как камешек с горы, а потом лавина»,— говорит начальник угрозыска Антон Бирюков, и с ним нельзя не согла ситься. Пытаясь проследить путь «камешка», превращающегося в своем движении в ла вину, М. Черненок вводит в действие представителей старшего поколения — ро-- дителей Цветкова и Крыловецкой; с их помощью читатель узнает о взаимоотно шениях в семье, о том, как воспитывались, готовились к самостоятельной жизни юные персонажи. Впрочем, узнает мало, поскольку об этом в повести говорится слишком бегло, пунктирно и сводится к расхожей сентен ции: «малые дети — малое горе, большие дети — большое горе». Да и схема отно- . ш.ений «отцов и детей» в повести автором неоправданно упрощена. В действитель ности процесс этот гораздо сложнее и противоречивее, что без особого труда можно обнаружить, ёсли сравнить се.мей- ную атмосферу Крыловецких и Цветковых. ' «Где я -упустила из-под контроля (|вою /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2