Сибирские огни, 1985, № 2
слбва: напряженный труд на жатве, кось бе, уборке, чтобы 'дать людям хлеб насущ ный, сделать одно из главных дел на земле. Этим заняты многие герои Твардовского, поэт и сам высоко ставил это занятие. Это — и страда ратная: Твардовский хо рошо знал и цену крови на поле бея, и ^це ну ‘солдатского пота, пролитого на войне. Это — и страда всей жизни Александра Твардовского: самоотверженный, денный и нощный труд великого таланта, всегда пом нившего о своем неоплатном долге перед на родом и не дающего себе передышки, чтобы уйти не должником. Об этом идет речь в очерке «Страда». Как всегда у В. Дементьева, тут много Личного, выношенного, выстраданного; впе^ чатления от личных встреч с А. Твардов ским сопрягаются с мыслями о его поэзии, о его героях, о близких поэту темах, об их воплощении. Интересны и поучительны раздумья кри тика о поэмах Твардовского, об эволюции их оценок критикой. Дементьев не пытается «раскрывать секреты» огромного по силе эмоционального воздействия строк поЭта. Очень уместно он напоминает првзорливое высказывание Твардовского; истинно худо жественное явление «всегда остается не до конца разгаданным,, не до конца истолко ванным». Исходя из этой мысли, критик справедливо, на мой взгляд, утверждает, что, скажем, «Василий Теркин» чем дальше, тем очевиднее «обнаруживает .новые глуби ны содержания, новаторский характер поэ тики, новые -эстетические качества и свой ства». Столь же справедливо и, думаю, убедительно критик предсказывает, что «Теркин», раскрывший перед нами многие свои удивительные стороны и высокие до стоинства, «оставляет еще и нечто такое, что явится пленительным и важным для будущих поколений, что нами, современни ками, не до конца разгадано, понято, уч тено». Сравнительно небольшой по обч>ему очерк кажется очень емким — в нем сказа но много, широко и, главное, глубоко о вкладе Александра Твардовского в совет скую литературу. Правда, с некоторыми утверждениями автора хочется поспорить. Соглашаясь, скажем, с оценкой главы «Поединок», как «одной из центральных в поэме» с тем, как, по словам критика, Твардовский раздвигает «пространственные параметры войны» и ее «историческую глубину» (это основательно доказано), не могу согласиться с тем, что в строках, описывающих бой Василия Тер кина с немцем — В одиночку — грудью, телоыг Бьется Теркин, держ ит фронт,— Твардовский, как считает критик, «посто янно идет на нарушение внеіинего правдо подобия, на резкие преувеличения, и эти «на рушения» позволяют ему определеннее рас крыть ту бесконечную перспективу все возможных структур, которая, по А. Ф. Лосеву, характеризуется как основное ядро символа». Мне кажется, что здесь ненужная, ниче го не дающая для понимания поэмы услож ненность, та искусственность, которую всегда отвергал Твардовский. Какое же в строчках о Теркине, который «В одиночку держит фронт», «резкое пре увеличение», «нарушение внешнего - правдо подобия»?’ Теркин и в самом деле, в прямом смысле слова,— в силу создавшихся обстоя тельств — держит фронт «в одиночку». Он это делает в той же мере, в какой держит фронт на своем участке каждый воин, чув ствующий, что от его успеха или неуспеха зависит положение соседей — ближних и дальних. И пусть у каждого участника этого поединка за спиной — «самолеты, танки, пушки» — тут можно рассчитывать только на себя, в этой опустошенной вой- ‘ной деревне, где сошлись в смертной схват ке Теркин, возвращающийся «из разведки поутру», и немецкий солдат. Существенно тут другое: Теркин, кото рый держит фронт «в одиночку», осознает себя частицей огромного солдатского — шире! — народного братства. Но, само собЬй разумеется, несогласие с отдельными частностями никак не может влиять на оценку очерка в целом. Выше уж е говорилось, какую важную роль отводит В. Дементьев категории кра соты, идет ли речь об эстетической восприимчивости поэта, либо о формирова нии его личности, рассматривается ли художественное совершенство его строк. Это нетрудно подтвердить. Для критика много значит, что «красота могла воздейст вовать на Есенина мгновенно, он черпал ее из разных сфер жизни, из разных источ ников. И воздействие ее на поэта было всегда сильным». Такой штрих очень важен и для читателя. Или еще. «Многовековой опыт русского крестьянина, его понимание красоты, его мифологические и космологические воз зрения, его творческий гений — все это бы ло доступно Есенину с отроческих лет. Красота, овеществленная в узоре, орнамен те, резьбе по дереву, в полюбовных песнях, в духовных стихах, немалыми знатоками которых были и дед поэта, и его мать, • Татьяна Федоровна,— вот именно эта кра сота была в первую очередь воспринята и полно оценена Есениным». Категория красоты в том или ином виде фигурирует в любой работе критика, ка кому бы поэту она ни была посвящена. В очерке «Всевластное слово поэта» он, ана лизируя творчество Миколы Бажана, от мечает, что «дыхание высокого искусства, дыхание красоты можно ощутить... во мно гих стихотворениях украинского поэта». Говоря о строках Леонида Мартынова (очерк «Даритель счастья»), критик не пройдет мимо тоіго ^ обстоятельства, что «...трепетное отношение к живописи, к поэзии, вообще к искусству Мартынов про тивопоставляет всяческому делячеству; он йе прощает измены высокому призванию, не прощает омещанивания личности, утра ты юношеской чистоты мечтаний». Как видим, искусство, поэзия в данном случае являются синонимами красоты. Вглядвівйясь в истоки поэзии Александра Твардовского, критик подчеркнет, что мать поэта, Марьья Митрофановна, была в высшей степети наделена обостренным чувством красоты земли. Для В. Дементьева очень существенно, что, по мнению А. Твардовского, законы природы— суть законы разума, что «все естественное — разумно, разумное — по лезно, а полезное — прекрасно».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2