Сибирские огни, 1985, № 2
о нем, как о- представителе «германского духа» в символистской русском поэзии. Когда перед нами возникает Блок в русской косоворотке, расшитой руками ма тери, мы постигаем другую его ипостась — сказочного златокудрого Царевича. И тут проявляется еще одно качество В. Дементьева — его дар полемиста. Он вступает в спор по поводу понятия лири ческого Героя, сочетая в своих возражениях строгую аргументацию с сарказмом, кото рый также становится доказательством. В свое время Н. Жегалов упрекал В. Де ментьева в том, что он в своей статье об А. Блоке «прибегает сомнительным тер минологическим новациям», что в качестве таких «новаций» у него фигурируют «лири ческий герой», «лирический характер», «Образ поэта». «Для Н. Жегалова в поэзии «все просто и ясно»,— возражает своему оппоненту В. Дементьев.— В лирике не мо жет быть ни «лирических героев», ни «условных персонажей», ни прочих «лите^ ратуроведческих призраков». Ибо,— .пате тически восклицает Н. Жегалов,— ослабнет ответственность поэта: дескать, стихотворе ние, конечно, мое, но в нем живу не я, в нем живет «лирический герой». Следуя простой и ясной логике этих рассуждений, • надо признать Александра Блока отщепен цем общества, ибо он писал: «Я сам, по зорный и продажный», Александра Твар довского— убитым в 1942 году: «Я убит подо Ржевом...», -а Александра Прокофьева — влюбленной женщиной, которая посвя тила частушку поэту и сама' же спела ее: «Саша, Саня,. Санюшка, ты не выдай тай ности; одного тебя люблю до последней крайности». Вот так-то!» Разве ирония здесь — не доказательство? Прослеживая, как в творчестве Алексан дра Блока выкристаллизовывается тема России, как эта тема все сильнее пронизы вает творения поэта — и стихи, и поэмы, и пьесы, и статьи, вглядываясь в- образы, рожденные его воображением, сопоставляя поэзию с действительностью, анализируя сложнейший духовный мир Блока, критик подводит нас к блоковскому направлению в русской поэзии. В. Дементьев напоминает высказывание Анны Ахматовбй: Блок в сознании современников стал «не только величайшим европейским* поэтом, но и че- ловеком-эпохой». Возражая против попы ток рассматривать цикл «На поле Кулико вом» только как публицистический ком ментарий, йе соглашаясь свести суть этого цикла к вульгарно-социологической ана логии («воинский стан Дмитрйя Донского — это образ русского народа, а вражеский стан Мамая — это интеллигенция, отор вавшаяся от народа»), В. Дементьев воск лицает: «По убеждению Блока, Куликов ская битва принадлежит не только к вели чайшим событиям русской истории, но и к событиям символическим: таким событиям суждено возвращение, разгадка их еще вп^еди. Какие это пророческие слова, если взглянуть на Куликовскую битву и на стихи Блока в свете грозного зарева Ве ликой Отечественной войны!» ‘ За этим предложением критика — и чув ство патриота, и мысль исследователя, и жизненный опыт участника боев с фашиз мом. И чувство здесь неотделимо от мыс- >' ли, а мысль — от чувства. Я далек от мысли, что концепция В. Д е ментьева будет немедленно одобрена и все ми без исключения «взята на вооружение». Более того, уверен, что она вызовет споры, разночтения, уточнения. Но не может не вызывать самого доброго отклика готов ность критика идти с открытым забралом, отстаивая свою точку зрения, подкупают неподдельная любовь к созданному Бло ком, наконец, масштабность мысли и дока зательность выдвинутых положений. Будут написаны, уверен, новые работы о великом русском поэте, но ни один из авторов этих будущих работ не сможет пройти мимо, статьи В. Дементьева о Блоке. Критики знают, как трудно писать о мастере, чьи строки стали эталоном — труд но потому, (іто велик риск повторить ска занное другими. Пожалуй, писать о литераторе менее зна чительном еще труднее — но уже по другой причине; силен соблазн «приподнять» его творчество из опасения, что звезда не пер вой величины будет обойдена читательским вниманием, читательским интересом. В. Дементьев обладает, завидным даром, не приукрашивая того или иного литерато- ,ра, обрисовать и своеобразие его судьбы, и значительность его как художника — пусть не первой величины, но проложивше го с в о ю — хотя не широкую — дорогу в искусстве. Сказанное относится к очерку «Олонец кий ведун»— о поэте Николае Клюеве. Нет необходимости доказывать, что Ни колай Клюев занимал не самое * видное место среди своих современников. ^ Шаг за шагом прослеживает ’В. Д е ментьев творческий путь Николая Клюева. Перед нами встает своеобразный поэт, в биографии которого было много ярких со бытий. В январе 1906 года он восемнадца тилетним юношей был заключен в вытегор. ский острог, а затем — в Петрозаводскую губернскую тюрьму, где просидел до июля того же, 1906, года. «Начальство почитало меня опасным и «тайным»,— вспоминал впоследствии Клюев.— Когда перевозили из острога в губермкую тюрьму, то зако вали меня и в ножное кандалы». Преступ- 'ление Клюева, как было сказано в жан дармском донесении, заключалось в при надлежности к «преступной организации, присвоившей себе наименование Всероссий ского крестьянского союза». Ему также вменялось в вину распространение проклама ций и выступление на крестьянском сходе. Клюев говорил собравшимся крестьянам; «Начальство ваше — кровопийцы, добра вам не желают и ничем вам не ломогают, а только вас разоряют». Когда весной 1919 года войска'генерала Юденича находились на близких подступах, к красному Питеру и к Олонецкой гф ер -' НИИ, Н. Клюев, по решению Вытегорского укома РКП (б) и Совдепа на митингах страстно напутствовал призывников, ухо дивших на фронт. Внимательно изучая литературные связи Н. Клюева, отзывы о нем А. Блока, В. Брю сова, С. Есенина, других современников поэта, сопоставляя точки зрения исследова телей клюевСкого наследия, В. Дементьев, по своему обыкновению, идет от внешнего облика художника, от его человеческого- «я» к его творчеству. Нигде, не пытаясь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2