Сибирские огни, 1985, № 2
Писатель уверев, <гто Дионисий, взявший ся за роспись сген храма, звал, во имя чего работает, чему служит его искусство. «По нимал Дионисий: дерзкий вызов бросал он времени, веку. Он бросал свой вызов брато убийственным войнам князей, нечеривым властителям, всем, кто сеет раздоры и муки». Так, обратившись к событиям давно ми нувших дней, наш современник размышляет 0 роли искусства, о его сути, о его предназ начении. Одна из особенностей повести «Диони сий» весьма характерна для творческой ма неры В. Дементьева — критика и прозаика. Особенность эта заключается в его стрем лении сочетать анализ искусствоведческий и литературный с обрисовкой человеческих сторон создателя, данных произведений. B. Дементьеву недостаточно выразить свое отношение к художественному строю сти хотворения или поэмы. Ему нужно проник нуть мыслью и чувством в то время, когда возникал замысел поэта, ощутить, чём он тогда жил, что подвигнуло его на вопло щение замысла. И тут он выступает как создатель худо жественной прозы. Одна из привлекательных черт В. Де ментьева — приверженность его , к своей «малой родине» — Заволочью. Вряд ли кого удивит такая черта в авторе стихов и поэм, повестей и очерков, рассказов и ро манов. Среди критиков же такие «однолюбы» редки — ведь в первую очередь критик ориентируется не на «материал», положен ный в основу произведения, а на его проб лематику, жанр. А вот В. Дементьев, сохра няя верность своей теме (не случайно одна из его этапных книг называется «Поэзия — моя отрада»), все время ощущает себя пол предом Заволочья. В этом не только нет оттенка осужде ния, — а, наоборот, недвусмысленный отте нок одобрения: кто, как не человек, знаю щий и любящий свой край, О особенной чут костью воспримет сам и объяснит другим творчество своих земляков? В сфере инте ресов критика — созданное Александром Прокофьевым и Николаем Клюевым, Алек сандром Яшиным и Николаем Рубцовым, его внимание привлекают Константин Б а тюшков, Александр Куприн, подолгу живав шие в Заволочье, Николай Лесков, поло живший в основу многих своих творений впечатление от п-утешествия пё Ладожскому озеру и окрестным местам, Василий Боло тин, трагической судьбы поэт-вологжанин, 1 последний по времени документ о котором датирован 1865 годом- — дальше следы его теряются. Неравнодушен В, Дементьев к творчеству самых разных людей, связанных с Севе ром, — известного советского скульптора C. И. Орлова, начавшего свой путь ваятеля в Вологде, волшебника языка Степана Пи- сахова, многих своих земляков, известных широко и не очень широко, сделавших не мало доброго на земле. Конечно, не только о земляках пишет В. Дементьев. Но даже в своей статье «Признание в любви (Пушкин и Земфира)»* В. Дементьев, пытаясь проникнуть в исто рию замысла и воплошения поэмы «Цыгане», сплавляя свои раздумья с м ссказом о путе шествии по следам А. С. Пушкина и встре чах с людьми, которые могли что-то пове дать о пребывании великого поэта в Мол давии,— даже в этой статье, навеянной встречей с солнечной Молдавией, автор вспоминает родное Кубеноозерье. Восхи щаясь красотой Дуная, он пишет: «Ах. Дунай мой, Дунай»,— пела деревенская за столица в моем приозерном северном крае... И хотя значение слов песни давно' стерлось, потеряло прелесть новизны, было в этом сочетании «Дунай мой, Дунай» что-то раз* гульное, размашистое, что по душе русско му челбвеку, что живет в нем искони и не изменно тянет в чужедальние страны. Там, за синими лесами, за широкими степями, за ясными зорями, протекал этот Дунай. Мало кому из моих земляков доводилось поглядеть в его вольные воды, на его гра ды и веси, испить его чистой воды». Автор наряду с родным краем вспомина ет и многие другие места, где он побывал, • но, где бы он ни был, всюду смотрит на мир глазами кубеноозерца, представителя Заволочья. Это не мешает ему, а, скорее, помогает оценить красоту мира, ту красо ту, что разлита повсеместно и которую он чутко воспринимает. Характерная черта В. Дементьева — стремление совершать путешествие не толь ко в пространстве, но и во времени. . Возь мите любое его произведение, и, как пра вило, впечатления разных лет словно бы противостоят друг другу,, а- затем сливаются воедино, «работая» на главную мысль. О чем лирическая повесть «Янтарный путь»? В двух словах — о поездке лириче ского героя (повторю — он же автор)— в Польскую Народную Республику, о встре чах с польскими деятелями литературы и искусства, о долгих беседах, в которых бы ло и полное единодушие, и споры. Но это — и путешествие во времени. Рассказчик воевал здесь в рядах армии маршала Конева, и, кажется, я слышу зве нящий от напряжения и гордости за своих однополчан голос лирического героя. Его воспоминания о боевых буднях оживают с такой силой, что возвращают меня, читате ля, в годы войны, решавшей будущее всего человечества. И я, читатель, снова внутрен не сжимаюсь, хотя понимаю, что повество- вователю сегодня уже не грозят пули и ос колки былых-сражений — он много десятков лет йазад прошел этот путь. Но такова си ла искусства — время бывает перед ним бессильно. Но порой В. Дементьеву мало настояще го и прошедшего, и он воскрешает давно прошедщее. Оказывается, повествует рас сказчик, «подтвердились мои догадки: наш путь, по которому мы шли зимой сорок пятого года и по которому так стремительно пролетали еще вчера,— путь через Люблин, Краков, Катовицы, Сосновицы, Ополье, Старо Козле, Клодзно и, наконец, через Моравские ворота — это очень и очень древ ний путь. Он такой же древний, как путь «из варяг в греки», а может быть, ’ еще древнее...» Так к двум временам — настоящему и прошедшему — прибавляется третье — дав но прошедшее. И как же убедительно это «пересечение времен» высвечивает и прош лое, и сегодняшний день! И, ставя точку в этом повествовании, в котором сплетаются по крайней мере три
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2