Сибирские огни, 1985, № 2
вестях», и большинство произведений в «Гранях веков». Валерий Васильевич Дементьев родился в 1925 году на берегу Кубенского озера, в Заволочье, — так именовали когда-то рус ский Север. За 10-й класс он сдавал экстер ном — уже бушевала Великая Отечествен ная. Московское военно - инженерное учи лище сделало его офицером-сапером, и в 1944 г. он, командир взвода инженерной 'разведки, участвовал в штурме Выборга, потом в роставе войск 1-го Украинского фронта прошел с боями Польшу и Герма нию; в чешском городке Градец Кралове встретил День Победы. , В строках «Северных фресок», «Лириче ских повестей» и «Граней веков» есть дета ли, раскрывающие скупо изложенные фак ты биографии автора. И хотя эти факты впечатляют сами по себе, и в них отрази лось военное лихолетье, наложившее свою особую печать не только на каждого, кто прошел через него, но и на весь народ, — штрихи, воссоздающие личность лирическо го героя, облекают несколько обобщенный образ «типичного представителя молодого поколения начала 40-х годов» в живую плоть. «В декабре сорок второго года сразу же после уроков мы с моим другом Толей Ульяновым, погибшим через несколько ме сяцев в атаке, пошли 'на призывной пункт — повестки из военкомата лежали в наших потрепанных школьных портфелях...» Долж но быть, каждый из призывников сороковых годов назовет своего друга илй друзей, сло живших головы в первых же боях с фашиз мом, и не казалось удивительным или странным сочетание школьного портфеля с повесткой из военкомата. Но были в биогра фии автора и совпадения особые: «...в раз гар военных действий, летом сорок четвер того года, мне впервые довелось выползти на «нейтралку» на Карельском перешейке, где в декабре сорок второго пропал без вести мой отец». Не только военная биография лирическо го героя (он же автор) возникает перед чи тателем. Первый, том дает редкую возмож ность сделать выводы об эстетической про грамме критика; более того — позволяет наблюдать, как формируется его личность, как выкристаллизовываются его воззрения на литературу и рскусство. Однако, раз мышляя о том, что придает своеобразие литературной деятельности именно В. Д е ментьева, мы неизбежно задумаемся и О том, что скрывается за понятием литера турной самобытности вообще, и о множе ственности путей, открывающихся перед каждым художником, и о причинах, обус ловливающих выбор одной из дорог. В самых разных по жанру произведениях В. Дементьева можно встретить слова кра сота, поэзия, жизнь. Эти слова ни в одном слЬваре не относятся к одному ряду, одно му гнезду, они никогда не бьми синонима ми. У В. Дементьева это не только близкие слова, но и слова одного синонимического ряда. В миниатюре «Чудесный город» дре- надцатилетний мальчик (рассказ ведется Ьот его лица) остался в городе без друзей — на лето все разъехались. Случайно, продираясь сквозь заросли лопухов и лебеды, которыми поросли обрывы Золотухи, мальчишка, — рядом с городским мостом! — раздвинув листья татарника, увидел чудо: «Передо мной возвышался город! Террасами, беско нечными переходами, башенками и баигня- ми он уходил ввысь. Заканчивался он острым шпилем, который гордо парил над зарослями бурьяна... Город был безлюден. Но безлюдье и молчаливость придавали ему вид таинственный и нездешний...» Но назавтра чудесный город исчез. При чина его исчезновения не была для мальчи ка тайной — так же, как причина его воз никновения. «С Каменного моста по желобу дворники ссыпали на берега Золотухи пыль. В куче слежавшейся пыли мелкий дождик выбил стенки, террасы, призматические столбыі. Однако ночная гроза, которую я смутно слышал сквозь сон, размыла высо кую пирамиду до основания». И все-такй мальчик чувствует себя сча стливым: «Городские чащобы — мы ли не знали их — одарили меня чудесной тайной». Удивительно это мальчишеское бесстра шие перед более чем прозаическим проис хождением чудесного города — из мусора, сметаемого дворниками. Но разве в глазах ребенка это «отменяет» тайну? Наоборот — еще удивительнее, еще волшебнее то, что такое чуіо возникло из сора. Поистине — Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Как ж елтый одуванчик у забора. Как лопухи и лебеда. Разве эти строки Анны Ахматовой не о том же чуде поэзии, которая возникает из ничего?.. Вернее, нз всм-о, что есть в жиз ни — из прекрасного и безобразного, преоб ражая это безобразное в красоту. Категорию красоты В. Дементьев рас сматривает с самых разных точек зрения. Вот миниатюра «Деревянная песня любви». Услышав в.весеннем лесу странный, но явно музыкальный звук, отнюдь не диссониро- ' вавший с треньканьем повеселевших сини чек, лирический герой решил ві^яснить источник звука. На обломанном' сучке ог ромной сосны сидел маленький дятел. «Пта ха как будто прислушивалась к нарастаю щему гомону птиц. И вдруг выдала такую звонкую, такую частую дробь, что эта дробь далеко-далеко разнеслась по лесной округе. Нет, птица не пела; у нее не было голоса, и она понимала это, она была безмолвной. Певучий; насквозь пропитанный живицей сучок резонировал в лесу, словно старинная скрипка. И Дробь была столь стремительг ной, что сливалась в .одну протяжную трель, а может быть, и в один протяжный скрип, который мы усЛышали в отдалении. Птаха радовалась весне, она пела! Как же должна быть изобретательна и щедра природа, если даж е безголосой пти це, вечному труженику леса, она подарила свою песню — деревянную песню любви!». Миниатюра пронизана верой в мудрость природы, которой тоже нужна красота! Так писатель, вглядываясь в самый пест рый жизненный материал, очень последо вательно размышляет о красоте, которая не украшательство, не посторонний придаток, а насущная необходимость в любых услови ях -— будь то пробуждающийся весной лес, деревенские мальчишки — «ваятели», чей «мрамор» — только что вырванная из гря ды репа, или пожилые женщины, которых делает моложе и красивее песня.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2