Сибирские огни, 1985, № 2
к р ѵ т и кА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Ю. Мостков НЕОБХОДИМОСТЬ ПОЭЗИИ Если вспомнить наиболее постоянную тему сетований на литературу, то окажется, что такой темой была критика и критики. Критика, к?ік не раз ее упрекали, регулярно «отставала от жизни», а критики никак не могли дотянуться до уровня Белинского и Добролюбова, да еще, к сожалению, были похожи друг на друга, как, медные пятаки. Совсем не собираюсь утверждать, что все эти беды — выдуманные. Действитель но, были случаи (и достаточно частые) унылого пережевывания задов,.нередко шли в ход общие «рецепты», по которым пек лись безликие статьи и рецензии, да и — будем откровенны — 'вопреки победным ' реляциям о всеобщем благополучии, на кри тическом фронте не появлялись в послед ние годы Белинский и Добролюбов. Но и безоговорочно согласиться с упрека ми по адресу нашей критики йе могу: суть в том, что грехи, причем настоящие, а не вымышленные «недоброжелателями», тут спорить нечего — были приписаны ей огульно. Правомерно ли недостатки, свой ственные какой-то части критиков (не бе русь делать статистические выкладки и вычислять процентное соотношение), изоб ражать как общие, присущие всем без исключения? Правомерно ли говорить об уровне критики, ссылаясь не на успехи ли деров, а на неудачи аутсайдеров (да про стится мне спортивная терминология)? Эти мысли возникли у меня, когда я про чел «Избранные произведения» Валерия Дементьева '. Писатель включил в это издание то, что счита^ наиболее существенным из всего, им написанного. Это позволяет, опираясь на отобранные автором прризведения, повести разговор о гранях творчества Валерия Д е ментьева. Двухтомник В. Дементьева дает благо дарный материал для размышлений и о принципе составления подобных изданий, и о том, как благотворно для писателе ощу щение кровного родства с отчим краем, и о пристрастиай любви к его истории, причем эта пристрастность делает человека зорче * Валерий Д е м е н т ь е в . Избранные произве дения в двух томах. Москва, «Современник», 1982. и проницательнее, а его суждения — гово рю об этом не в погоне за парадоксаль ностью — более объективными... Книга эта позволяет увидеть и своеобразие критика, которое проявляется и в подходе к материа лу, и в его отборе, и в точке зрения! Такое своеобразие важно по многим при чинам — и далеко не в последнюю очередь потому, что доказывает, как плодотворны, неожиданны, разнообразны пути, избирае мые критиками, и как это разнообразие обогащает литературу в целом. Валерий Дементьев — в первую очередь критик. Эту истину можно было бы не подчеркивать, да еще с такой полемической интонацией, как будто автор данной статьи ожидает самых решительных опровержений общеизвестного утверждения. Но дело в том, что в первой книге двухтомника пред ставлена не критика, а художественная проза —: рассказы, повести, эСсе, собранные в разделах «Северные фрески», «Лириче ские повести», «Грани веков». И эти —- очень разные по жанрам, по сюжетам, по материалу! по хронологии событий, поло женных в их основу, даж е по стилю — произведения заслуживают по всем статьям, самого внимательного анализа, обычного для художественной прозы. Однако я этого делать не стану — потому что эта хорошая, добротная проза, при всех ее привлекатель ных качествах, особенно интересна, на мой взгляд, как редкая попытка раскрыть мысли и чувства литературного критика средства ми лирическими. И было бы жаль, углубив шись в анализ литературных качеств, пройти мимо этого обстоятельства. Есть немало основащ-ій отнести многие из этих произведений к лирической прозе: в них сюжет совсем не играет главенствую щей роли, особенно заметна роль авторской речи, в повествовании ощутима сильная ли рическая струя. И конечно, лирический ге рой здесь выходит на первый план. Родство лирического героя с автором здесь очень близкое — биографический эле мент во многих произведениях очевиден: он объединяет и. миниатюры «Северных фре сок», и «Мызу Лавола» в «Лирических, по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2