Сибирские огни, 1985, № 2
тен, он ведь на английском языке.' Но сра зу можно разобрать несколько назойливых слов. А при желании любому школьнику можно и, перевести, ведь все в школе в до статочном объеме изучают иностранные языки. Несколько лет назад очень популярна была мелодия «Чингиз-хан». Ее можно бы ло услышать всюду, пока не разобрались с ее содержанием. . У нас прекрасная молодежь. Но против нее ведется война изощреіьным в хитрости, подлоге, обмане противником. Наша зада ча вооружить молодежь знаниями, вкусом, познакомить с действительными достиже ниями мировой культуры. Решен)5ю этой важнейшей задачи приз ваны служить все учреждения культуры нашей страны. И из этого списка не иск лючены танцплощадки и дискотеки. На практике же получается иначе. С горечью наблюдаем мы это в своем городе. Из пе чати узнаем, что подобное положение и в других городах. Типична реплика В. Кра- сильника, преподавателя Воронежского музыкального училища «Уверен, чтр многие из вас давно не бы ли на танцах. ...Танцуют весьма своеобразно, образуя небольшие группы: парни с парнями, а де вушки — сами по себе. Совсем пья ных не видно, но навеселе, пожалуй, больше половины. Часто можно слы шать такое, за что следовало бы д а вать пятнадцать суток. Но,' видно, наряд милиции считает это тоже нормальным яв лением. Такую же картину можно наблю дать, и на других танцплощадках города... Уместно напомнить, что именно при этом Доме культуры действует отлично за рекомендовавшая себя студия бальных тан цев. ...Так почему бы не организовать вы ступления студийцев и не познакомить за всегдатаев танцплощадки с настоящей куль турой танца?» Да, в этой заметке, как и в других, дает ся простой й эффективный рецепт, как на ладить дело. Только надо помнить, что принести эффект может лишь регулярная, постоянная работа. И еще пора убедиться, что й в такой области, как массовый та нец, у нас достаточно, достижений, тради ций,' чтобы перестать хоть и не преднаме ренно, но часто копировать Запад. Политика «джингоизма» сегодня буме рангом бьет по самой американской куль туре. Отказ от двухсторонних культурных обменов, стремление к удушению других национальных культур привело к самоизо- ' ляции, к атрофии культуры в своей стране. Америка.нский публицист Кристофер Лэш в своей книге «Культура нарциссизма» по казывает, что в 70-е годы все традицион ные американские ценности, составлявшие некогда дух американизма, превратились в свои противоположности, «этика трудолю бия и успеха выродилась в вульгарную этику гедонизма, героизм — в идолопок лонство, политика — в уличный спектакль, социальная критика — во всевозможные курсы самотерапии и морального самоусо вершенствования, система образования — в культ самодовольной безграмотности и * «Станцевать бы. да не так». .«Советская куль тура», 1984, 28 гтрня. некомпетентности, спо(іт— в коммерческое зрелище». И нам пора не защищаться, а наступать, ' используя профессиональные п))омахи про тивника. В области танцевальной массовой куль туры советскими балетмейстерами накоп лен ■ значительный положительный опыт, который позволяет самим диктовать моду. , И здесь объективные факторы в нашу пользу. Крах эпохи «диско» был крахом навязанной буржуазными идеологами лож ной «танцевальной революции». Взамен западные танцмейстеры не смогли приду мать ничего нового. Мода , «ретро» была вынужденным отступлением. А широко разрекламированный «тяжелый рокк» во обще не имел танцевального подкрепления. «Тяжелый рокк» — это музыкальная фор ма. Но массового таі^ца под эту музыку буржуазные танцмейстеры предложить так и не смогли. Кстати, для массового танца форма «тя желого рокка» слишком сложіная. Буржу азные радиоголоса, пропагандируя новую моду, умалчивали, что танцевать под эту музыку можно только специально постав ленные танцы подготовленным исполните лям. Мы слышали призывы: «Танцуйте рокк! Все танцуют рокк!» Такое искаже ние фактического — вполне в духе буржу азной пропаганды. Оно ей выгодно — чем больше непонятного, туманного, тем луч ше. Молодежь хочет танцевать рокк, «го лоса» кричат, что все его танцуют. А ник то не торопится сказать, как его танце вать! Пора балетмейстерам нашей страны пре одолеть свое пренебрежение проблемами массовых танцев. Пора брать инициативу в свои руки! Не смогли западные балет мейстеры предложить танец на новую му зыкальную форму — поставить самим та кой танец, предложить свои правила! Есть радостные сдвиги в вопросе, кото рый мы рассматриваем. В нашей стране стала модной аэробика, или танцевальная гимнастика. Ею стали заниматься сотни ты сяч людей, миллионы жаждут научиться. З'а^ьечательно, что центральное телевидение не опоздало и организовало постоянные передачи по ритмической гимнастике. Это, нкомненно, даст толчок к улучшению ка чества исполнения танцев и на дискотеках, ибо аэробика — не что иное, ках быстрые ритмические танцы. Хотелось бы, чтобы те левидение пошло еще дальше, создало по стоянные передачи и по обучению, по об суждению проблем дискотечного танца. Проблемы дискотеки, проблемы массо вых танцев — сфера идеологического вос питания. Здесь не может быть мелочей. Возможно, моя статья не подняла всех проблем дискотеки, не дала готовых рецеп тов их решению. Цель ее — начать серь езный профессиональный разговор об этих проблемах, заставить деятелей искусства задуматься и активно включиться в важ ное дело. Только при целенаправленном объединении сил профессионалов искусст-- ва, культработников, общественных орга низаций можно быть уверенным, что ни один аспект идейно-воспитательной работы не останется забытым. Слаж'ное время нам не позволяет быть беспечными!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2