Сибирские огни, 1985, № 2

тен, он ведь на английском языке.' Но сра­ зу можно разобрать несколько назойливых слов. А при желании любому школьнику можно и, перевести, ведь все в школе в до­ статочном объеме изучают иностранные языки. Несколько лет назад очень популярна была мелодия «Чингиз-хан». Ее можно бы­ ло услышать всюду, пока не разобрались с ее содержанием. . У нас прекрасная молодежь. Но против нее ведется война изощреіьным в хитрости, подлоге, обмане противником. Наша зада­ ча вооружить молодежь знаниями, вкусом, познакомить с действительными достиже­ ниями мировой культуры. Решен)5ю этой важнейшей задачи приз­ ваны служить все учреждения культуры нашей страны. И из этого списка не иск­ лючены танцплощадки и дискотеки. На практике же получается иначе. С горечью наблюдаем мы это в своем городе. Из пе­ чати узнаем, что подобное положение и в других городах. Типична реплика В. Кра- сильника, преподавателя Воронежского музыкального училища «Уверен, чтр многие из вас давно не бы­ ли на танцах. ...Танцуют весьма своеобразно, образуя небольшие группы: парни с парнями, а де­ вушки — сами по себе. Совсем пья­ ных не видно, но навеселе, пожалуй, больше половины. Часто можно слы­ шать такое, за что следовало бы д а­ вать пятнадцать суток. Но,' видно, наряд милиции считает это тоже нормальным яв­ лением. Такую же картину можно наблю­ дать, и на других танцплощадках города... Уместно напомнить, что именно при этом Доме культуры действует отлично за­ рекомендовавшая себя студия бальных тан­ цев. ...Так почему бы не организовать вы­ ступления студийцев и не познакомить за­ всегдатаев танцплощадки с настоящей куль­ турой танца?» Да, в этой заметке, как и в других, дает­ ся простой й эффективный рецепт, как на­ ладить дело. Только надо помнить, что принести эффект может лишь регулярная, постоянная работа. И еще пора убедиться, что й в такой области, как массовый та­ нец, у нас достаточно, достижений, тради­ ций,' чтобы перестать хоть и не преднаме­ ренно, но часто копировать Запад. Политика «джингоизма» сегодня буме­ рангом бьет по самой американской куль­ туре. Отказ от двухсторонних культурных обменов, стремление к удушению других национальных культур привело к самоизо- ' ляции, к атрофии культуры в своей стране. Америка.нский публицист Кристофер Лэш в своей книге «Культура нарциссизма» по­ казывает, что в 70-е годы все традицион­ ные американские ценности, составлявшие некогда дух американизма, превратились в свои противоположности, «этика трудолю­ бия и успеха выродилась в вульгарную этику гедонизма, героизм — в идолопок­ лонство, политика — в уличный спектакль, социальная критика — во всевозможные курсы самотерапии и морального самоусо­ вершенствования, система образования — в культ самодовольной безграмотности и * «Станцевать бы. да не так». .«Советская куль­ тура», 1984, 28 гтрня. некомпетентности, спо(іт— в коммерческое зрелище». И нам пора не защищаться, а наступать, ' используя профессиональные п))омахи про­ тивника. В области танцевальной массовой куль­ туры советскими балетмейстерами накоп­ лен ■ значительный положительный опыт, который позволяет самим диктовать моду. , И здесь объективные факторы в нашу пользу. Крах эпохи «диско» был крахом навязанной буржуазными идеологами лож ­ ной «танцевальной революции». Взамен западные танцмейстеры не смогли приду­ мать ничего нового. Мода , «ретро» была вынужденным отступлением. А широко разрекламированный «тяжелый рокк» во­ обще не имел танцевального подкрепления. «Тяжелый рокк» — это музыкальная фор­ ма. Но массового таі^ца под эту музыку буржуазные танцмейстеры предложить так и не смогли. Кстати, для массового танца форма «тя­ желого рокка» слишком сложіная. Буржу­ азные радиоголоса, пропагандируя новую моду, умалчивали, что танцевать под эту музыку можно только специально постав­ ленные танцы подготовленным исполните­ лям. Мы слышали призывы: «Танцуйте рокк! Все танцуют рокк!» Такое искаже­ ние фактического — вполне в духе буржу­ азной пропаганды. Оно ей выгодно — чем больше непонятного, туманного, тем луч­ ше. Молодежь хочет танцевать рокк, «го­ лоса» кричат, что все его танцуют. А ник­ то не торопится сказать, как его танце­ вать! Пора балетмейстерам нашей страны пре­ одолеть свое пренебрежение проблемами массовых танцев. Пора брать инициативу в свои руки! Не смогли западные балет­ мейстеры предложить танец на новую му­ зыкальную форму — поставить самим та­ кой танец, предложить свои правила! Есть радостные сдвиги в вопросе, кото­ рый мы рассматриваем. В нашей стране стала модной аэробика, или танцевальная гимнастика. Ею стали заниматься сотни ты­ сяч людей, миллионы жаждут научиться. З'а^ьечательно, что центральное телевидение не опоздало и организовало постоянные передачи по ритмической гимнастике. Это, нкомненно, даст толчок к улучшению ка­ чества исполнения танцев и на дискотеках, ибо аэробика — не что иное, ках быстрые ритмические танцы. Хотелось бы, чтобы те­ левидение пошло еще дальше, создало по­ стоянные передачи и по обучению, по об­ суждению проблем дискотечного танца. Проблемы дискотеки, проблемы массо­ вых танцев — сфера идеологического вос­ питания. Здесь не может быть мелочей. Возможно, моя статья не подняла всех проблем дискотеки, не дала готовых рецеп­ тов их решению. Цель ее — начать серь­ езный профессиональный разговор об этих проблемах, заставить деятелей искусства задуматься и активно включиться в важ ­ ное дело. Только при целенаправленном объединении сил профессионалов искусст-- ва, культработников, общественных орга­ низаций можно быть уверенным, что ни один аспект идейно-воспитательной работы не останется забытым. Слаж'ное время нам не позволяет быть беспечными!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2