Сибирские огни, 1985, № 2

Кто сегодня ходит в дискотеку? Пятиад- цатилетние. А еще несколько лет назад мы работали с людьми старше двадцати. Пуб­ лика стала моложе, она менее притязатель­ на, а это расслабляет: у некоторых диск- жокеев, видимо, появилось желание подла­ диться под ее запросы, обойтись «малой кровью»... Сейчас ситуация такова, что повышение уровня работы ведущего зависит от его собственного желания или нежелания. Нет какого-то внешнего толчка, стимула, за­ ставляющего ломать' голову. В результате и появляются вместо танцевальных прог­ рамм — просто танцы под магнитофон, вместо тематических — банальные и не­ грамотные рассуждения о судьбах мира... ...Отсутствие «школы». Знаете, как в фигурном катании: прежде чем тебя допу­ стят к произвольной программе — докажи, что умеешь владеть коньками. Семинар здесь не поможет... Идеальный вариант — это дискотечные факультеты при театральных училищах и институтах... Или отделения на вузовских ФОПах... Представляю, в какую копеечку это влетит!... ...А ты можешь представить себе диск- жокея без серьезных профессиональных знаний в области изобразительного искус­ ства, эстетики, хореографии, сценического движения, актерского мастерства?... Пока в дискотеку ходили относительно взрослые люди с уже сформировавшимися взглядами, можно было вести речь о само­ деятельности за пультом. Не кажется ли вам, что теперь, когда в зале в основном пятнадцагилетние девочки ,в «бананах», не- обходи.мо требовать от ведущего профес­ сиональной воспитательной работы?... Кста­ ти, « прошлом году мы у себя в «Электроне» принимали делегацию английских студен­ тов. Знаете, что их больше всего поразило? То, что у нас за дискотечным пуль­ том стоят «очень молодые ребята». У них- то этим занимаются люди взрослые, опыт­ ные профессиональные манипуляторы об­ щественным сознанием молодеж,и... ? Да, дискотека — дело серьезное. Ведь кроме всего прочего — это еще и место активного идеологического воздействия. И допускать к нему кого попало... А у нас пока считают, что заниматься этим может любой — было бы желание». « Много дельного говорилось на конферен­ ции. Многое сразу стало претворяться в жизнь: например, была организована атте­ стационная комиссия дискотек. Заключи­ тельный этап конкурса и стал первым экза­ меном, Который, кстати, не все выдержали. Некоторые были лишены права публич­ ных выступлений. Упорядочилось и стало обязательным визирование программ. Руко­ водство дискотеками области передается в одни руки — областного управления куль­ туры. И тем не менее, можно сказать, что делаются лишь пер.вые робкие шаги. Ясно, что все сразу не охватить, особен- «о в таком непростом деле, как организа- , ция досуга молодежи, и неверна ориента- ' ция лишь на содержание программ. Диско­ тека — это и организаторы, и посетители. И выносить оценку работы диск-клуба — это, прежде всего, выносить оценку посе­ тителям его вечеров. Удалось воспитать своего зрителя, значит, ргабота идет в вер­ ном направлении, не удалось привлечь, «воспитать, развлекая», создать постоян­ ный контингент посетителей — работа не годится. Надо бить тревогу. Да, я не ого­ ворился, Задача дискотеки «развлекая — поучать!». И очень сложно не оторвать од­ но от другого, найти верное сочетание, ми­ новать фальшь. Лобовой лекцией здесь только напортишь... И еще: надо постоян­ но помнить, какое место занимает диско­ тека в идеологическом воздействии на мо­ лодого человека. В наше время сбывается предсказание о том, что идеологическая борьба все больше будет передвигаться в сферу культуры. Резкая политизация куль­ туры и искусства превращает их в удобный механизм' воздействия на массовое созна­ ние и пропаганды буржуазной идеологии. Сейчас появился новый термин «куль­ турный джингоизм». Это крайняя форма шовинизма, связанная с пропагандой си­ лы, интервенции и экспансии. Сегодня «джингоизм» характерен для политики ад- Ѵинистрапии Рейгана. Он призывает к то­ му, чтобы завоевать и американизировать весь мир, навязать ему стандартные штам­ пы «массовой культуры». Оценку этого процесса дал секретарь и К КПСС Константин Викторович Руса­ ков 12 октября 1982 года на научно-прак­ тической к о н ф е р е н ц и и « З а п а д н а я пропа­ ганда усиленно рекламирует те черты бур­ жуазного образа жизни, которые с точки зрения эгоистического сознания могут по­ казаться . привлекательными, породить взрыв потребительских настроений. Осо­ бые усилия прилагаются для того, чтобы привить молодежи социалистических стран вкус ко многим вясьма сомнительным цен­ ностям так называемой массовой культуры буржуазного общества, увлечь ее пропо­ ведью анархического своеволия и аполи­ тизма. Таким путем пытаются опустошить ваше молодое поколение, подготовить его к восприятию буржуазного мнровоззре- ,ния». Как-то довелось мне встретиться иа се­ минаре с группой преподавателей крупней­ шего в Сибири вуза — Новосибирского электротехнического института. Я услы­ шал справедливые упреки в адрес наших теоретиков музыки и музыковедов: «От ло­ бовой атаки всевозможных «голосов» на­ ших . студентов защитят знания, получен­ ные в стенах института,— говорили пфпо- даватели,— но против обходных маневров, подобных музыкальным диверсиям, наши ребята совершенно беззащитны!» Летом 1978 года известная группа «Секс пистолз» ^ спела песенку, в которой оправ­ дывались гитлеровские фашисты: «Боже, храни Мартина Бор май а и иже с ним. Они не делали зла, они просто развлекались». Вот таким и подобным этому содержа­ нием насыщены песенки, упакованные в модный ритм, записанные с помощью са­ мой высококачественной электромузыкаль­ ной и звукозаписывающей аппаратуры. Под эти песенки танцуют, их напевают в автобусе, школе, дом'а. Да, текст непоня- ' ’ К. В, Р у с а к о в . «Обострение идеологиче­ ской борьбы на мировой арене и политическое вос­ питание трудящихся». М.. Политиздат. 1982. “ Лондонская группа «Секс пвстолз» (пишется . „ , раздельно, без тире.— В. Ромм)Щ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2