Сибирские огни, 1985, № 2
Кто сегодня ходит в дискотеку? Пятиад- цатилетние. А еще несколько лет назад мы работали с людьми старше двадцати. Пуб лика стала моложе, она менее притязатель на, а это расслабляет: у некоторых диск- жокеев, видимо, появилось желание подла диться под ее запросы, обойтись «малой кровью»... Сейчас ситуация такова, что повышение уровня работы ведущего зависит от его собственного желания или нежелания. Нет какого-то внешнего толчка, стимула, за ставляющего ломать' голову. В результате и появляются вместо танцевальных прог рамм — просто танцы под магнитофон, вместо тематических — банальные и не грамотные рассуждения о судьбах мира... ...Отсутствие «школы». Знаете, как в фигурном катании: прежде чем тебя допу стят к произвольной программе — докажи, что умеешь владеть коньками. Семинар здесь не поможет... Идеальный вариант — это дискотечные факультеты при театральных училищах и институтах... Или отделения на вузовских ФОПах... Представляю, в какую копеечку это влетит!... ...А ты можешь представить себе диск- жокея без серьезных профессиональных знаний в области изобразительного искус ства, эстетики, хореографии, сценического движения, актерского мастерства?... Пока в дискотеку ходили относительно взрослые люди с уже сформировавшимися взглядами, можно было вести речь о само деятельности за пультом. Не кажется ли вам, что теперь, когда в зале в основном пятнадцагилетние девочки ,в «бананах», не- обходи.мо требовать от ведущего профес сиональной воспитательной работы?... Кста ти, « прошлом году мы у себя в «Электроне» принимали делегацию английских студен тов. Знаете, что их больше всего поразило? То, что у нас за дискотечным пуль том стоят «очень молодые ребята». У них- то этим занимаются люди взрослые, опыт ные профессиональные манипуляторы об щественным сознанием молодеж,и... ? Да, дискотека — дело серьезное. Ведь кроме всего прочего — это еще и место активного идеологического воздействия. И допускать к нему кого попало... А у нас пока считают, что заниматься этим может любой — было бы желание». « Много дельного говорилось на конферен ции. Многое сразу стало претворяться в жизнь: например, была организована атте стационная комиссия дискотек. Заключи тельный этап конкурса и стал первым экза меном, Который, кстати, не все выдержали. Некоторые были лишены права публич ных выступлений. Упорядочилось и стало обязательным визирование программ. Руко водство дискотеками области передается в одни руки — областного управления куль туры. И тем не менее, можно сказать, что делаются лишь пер.вые робкие шаги. Ясно, что все сразу не охватить, особен- «о в таком непростом деле, как организа- , ция досуга молодежи, и неверна ориента- ' ция лишь на содержание программ. Диско тека — это и организаторы, и посетители. И выносить оценку работы диск-клуба — это, прежде всего, выносить оценку посе тителям его вечеров. Удалось воспитать своего зрителя, значит, ргабота идет в вер ном направлении, не удалось привлечь, «воспитать, развлекая», создать постоян ный контингент посетителей — работа не годится. Надо бить тревогу. Да, я не ого ворился, Задача дискотеки «развлекая — поучать!». И очень сложно не оторвать од но от другого, найти верное сочетание, ми новать фальшь. Лобовой лекцией здесь только напортишь... И еще: надо постоян но помнить, какое место занимает диско тека в идеологическом воздействии на мо лодого человека. В наше время сбывается предсказание о том, что идеологическая борьба все больше будет передвигаться в сферу культуры. Резкая политизация куль туры и искусства превращает их в удобный механизм' воздействия на массовое созна ние и пропаганды буржуазной идеологии. Сейчас появился новый термин «куль турный джингоизм». Это крайняя форма шовинизма, связанная с пропагандой си лы, интервенции и экспансии. Сегодня «джингоизм» характерен для политики ад- Ѵинистрапии Рейгана. Он призывает к то му, чтобы завоевать и американизировать весь мир, навязать ему стандартные штам пы «массовой культуры». Оценку этого процесса дал секретарь и К КПСС Константин Викторович Руса ков 12 октября 1982 года на научно-прак тической к о н ф е р е н ц и и « З а п а д н а я пропа ганда усиленно рекламирует те черты бур жуазного образа жизни, которые с точки зрения эгоистического сознания могут по казаться . привлекательными, породить взрыв потребительских настроений. Осо бые усилия прилагаются для того, чтобы привить молодежи социалистических стран вкус ко многим вясьма сомнительным цен ностям так называемой массовой культуры буржуазного общества, увлечь ее пропо ведью анархического своеволия и аполи тизма. Таким путем пытаются опустошить ваше молодое поколение, подготовить его к восприятию буржуазного мнровоззре- ,ния». Как-то довелось мне встретиться иа се минаре с группой преподавателей крупней шего в Сибири вуза — Новосибирского электротехнического института. Я услы шал справедливые упреки в адрес наших теоретиков музыки и музыковедов: «От ло бовой атаки всевозможных «голосов» на ших . студентов защитят знания, получен ные в стенах института,— говорили пфпо- даватели,— но против обходных маневров, подобных музыкальным диверсиям, наши ребята совершенно беззащитны!» Летом 1978 года известная группа «Секс пистолз» ^ спела песенку, в которой оправ дывались гитлеровские фашисты: «Боже, храни Мартина Бор май а и иже с ним. Они не делали зла, они просто развлекались». Вот таким и подобным этому содержа нием насыщены песенки, упакованные в модный ритм, записанные с помощью са мой высококачественной электромузыкаль ной и звукозаписывающей аппаратуры. Под эти песенки танцуют, их напевают в автобусе, школе, дом'а. Да, текст непоня- ' ’ К. В, Р у с а к о в . «Обострение идеологиче ской борьбы на мировой арене и политическое вос питание трудящихся». М.. Политиздат. 1982. “ Лондонская группа «Секс пвстолз» (пишется . „ , раздельно, без тире.— В. Ромм)Щ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2