Сибирские огни, 1985, № 2

рели лишь как на своего помощника. Теперь стало очевидным, что музыка может стать опаснейшим врагом здоровья. Упрощение мелодического рисунка до бесконечной чере­ ды равномерных ударов, бездумное увеличе­ ние громкости превысили защитные возмож­ ности органйзма Недаром по воздействию на психику массовую музыку все чаше на­ зывают «музыкальный наркотик». — Надеюсь, это преувеличение? — уди­ вился я. — К сожалению, термин соответствует реальности,— покачал головой Дрёмов.— Лет шестнадцать тому мне довелось побы­ вать на симпозиуме в США. Там только- только расцветала мода на поп-фестивали. Я увидел, прямой телерепорраж с фестиваля в Сан-Франциско. «Зал» представлял собой пустырь, обнесенный колючей проволокой, со скамейками для пятидесяти тысяч зрите­ лей. На большой эстраде сменяли друг дру­ га вокально-инструментальные группы. С каждого столба тысячеваттные динамики обрушивали на слушателей водопады зву­ ков... Телеоператоры интересовались эстра­ дой лишь 'первые пятнадцать минут. Затем камеры переключились на зрителей. Пу­ стырь, превращенный в зрительный зал, к тому времени напоминал сборище буйнопо­ мешанных. Дикие глаза, рты, распяленные в криках, драки, срывание с себя одежды, срывание одежды с соседей,— а .потом и увечья, ранения, убийства... Профессор опять зашагал по комнате. — Через несколько лет стали делать «за­ гоны» на 120—^150 тысяч слушателей, что содействовало распространению музыкаль­ ного психоза. Например, в июле 1983 года в прессе промелькнуло сообщение о запре­ те гастролей по Испании одной из популяр­ ных эстрадных групп: уже на первом концер­ те психоз и беспорядки привели к челойече- ским жертвам. Но не только психика под угрозой! Мои коллеги находят у многих по­ читателей «громких ансамблей» необрати­ мые нарушения органов слуха. Недавно в ФРГ врачи провели массовое обследование и пришли к выводу, что к 2000-му году у них в стране слуховых аппаратов потребу­ ется больше, чем очков... Но ведь если я правильно понимаю, то «музыкальный нар­ котик»— не самостоятельный, а подчинен­ ный жанр, аккомпанемент к танцам? — С некоторыми поправками можно счи­ тать и так,— согласился я. — Но скажи мне, специалист, что про­ изошло с танцами? — спросил Никодимыч. — Раньше были' фокстрот, танго, мазурка, краковяк, падеграс. Знал, как что танцует­ ся. Теперь же ничего не знаю, и никто не знает. Просвети! Мне надо было отвечать, причем так же, как профессор, аргументированно. Начал с того, что главной причиной изменения ре­ пертуара явились прокатившиеся стихийной волной в шестидесятых годах по странам капитала выступления молодежи. Эти, внешне напоминавшие революции, события не могли нё напугать правящий класс. Что­ бы предотвратить подобное в будущем, боясь объединения стихийно бунтующей мо­ лодежи с передовой частью рабочего клас­ са, буржуазные идеологи всеми средствами стали уводить молодежь от политики. Пусть, мол, те потребляют алкоголь и наркотики, занимаются сексом, только не политикой! Выполнять эту задачу призвана была массо­ вая культура. Как грибы псмше дождя ста­ ли возникать, широко пропагандироваться западной прессой подобные «революции» — сексуальная, музыкальная, танцевальная и , так далее. Резко изменился репертуар танцплоща­ док. Пришла другая музыка, танцы, манера исполнения. Танцмейстеры Запада обрати­ лись прежде всего к афро-негритянскому танцевальному фольклору. Не очень ста­ раясь что-либо изменять, - перенесли этот фольклор в массовый танец. Партнеров з большинстве танцев разъединили. Движе­ ния ног отошли на второй план. Выпяти­ лись движения таза, бедер — из стороны в сторону, вперед-назад. Обращение к негритянскому фольклору было связано все с той же тенденцией мас­ совой культуры уйти в секс. На взгляд ев­ ропейца, призывные движения бедер вуль­ гарно откровенны. Но именно, этого добива­ лись менеджеры индустрии развлечения. — А утрирование этих движений сделало неопытных почитателей новых танцев наши­ ми пациентами,— добавил. Дрёмов.— Наш позвоночник приучен к определенной непод­ вижности постоянными нагрузками,, по­ стоянным ношением тяжелой одежды А когда без специальной подготовки его нача­ ли раскачивать^ это приводило к неприят­ ным последствиям. — Пока не стану говорить о недостат­ ках. Ведь были и достоинства.— Я старал­ ся быть объективным.— Первое — это уве­ личение темпо-ритма. Среди танцев 50-х го­ дов выделялся своей напористой быстротой, пожалуй, лишь «рокк-энд-ролл». Остальные были с медленным или средним темпом. В конце 60-х на танцплощадке вовсе не оста­ лось медленных танцев. Все стали стреми­ тельны, как наш атомный век. Темп был примерно 120 ударов в минуту,'что хорошо стимулировало организм, заставляло сердце биться быстрее. Привлекательна была но­ визна, необычность движений. Но продер­ жаться на интересе к новизне долго нель­ зя. Поэтому с такой калейдочкопичностью начали меняться танцы. Невозможно было уследить за названиями. Наступила эпоха бит-танцев, диско-танцев. Д ля нас, профес­ сионалов, тысячи разных названий- танцев этих «эпох» представляются одним танцем. Ибо новым танцем считается лишь тот, у которого ритмический рисунок заставляет делать только такую комбинацию движений, а не иную. В эпоху «диско» произошло дальнейшее упрощение движений. Годилось'для тэнпа практически все: шаги вперед-назад, из, стороны в сторону, прыжки на месте и с продвижением. Повороты корпуса, хлопки руками... Единственное условие — делать движения на каждую четверть. Поддерживать интерес к танцам на З а ­ паде призв-анц были и дискотеки. И вновь было брошено в бой оружие буржуазной массовой культуры — секс. Танцы перенес­ ли в интимный полумрак... — Ты в. который раз произносишь это слово с большим осуждением! Зачем за­ крывать глаза на то, что в любом танце 'эта сексуальность есть, и, на мой взгляд, просто необходима! Психологи определяют танец, как начальную стадию полового вле­ чения. А, социологи утверждают, что две

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2