Сибирские огни, 1985, № 2
рели лишь как на своего помощника. Теперь стало очевидным, что музыка может стать опаснейшим врагом здоровья. Упрощение мелодического рисунка до бесконечной чере ды равномерных ударов, бездумное увеличе ние громкости превысили защитные возмож ности органйзма Недаром по воздействию на психику массовую музыку все чаше на зывают «музыкальный наркотик». — Надеюсь, это преувеличение? — уди вился я. — К сожалению, термин соответствует реальности,— покачал головой Дрёмов.— Лет шестнадцать тому мне довелось побы вать на симпозиуме в США. Там только- только расцветала мода на поп-фестивали. Я увидел, прямой телерепорраж с фестиваля в Сан-Франциско. «Зал» представлял собой пустырь, обнесенный колючей проволокой, со скамейками для пятидесяти тысяч зрите лей. На большой эстраде сменяли друг дру га вокально-инструментальные группы. С каждого столба тысячеваттные динамики обрушивали на слушателей водопады зву ков... Телеоператоры интересовались эстра дой лишь 'первые пятнадцать минут. Затем камеры переключились на зрителей. Пу стырь, превращенный в зрительный зал, к тому времени напоминал сборище буйнопо мешанных. Дикие глаза, рты, распяленные в криках, драки, срывание с себя одежды, срывание одежды с соседей,— а .потом и увечья, ранения, убийства... Профессор опять зашагал по комнате. — Через несколько лет стали делать «за гоны» на 120—^150 тысяч слушателей, что содействовало распространению музыкаль ного психоза. Например, в июле 1983 года в прессе промелькнуло сообщение о запре те гастролей по Испании одной из популяр ных эстрадных групп: уже на первом концер те психоз и беспорядки привели к челойече- ским жертвам. Но не только психика под угрозой! Мои коллеги находят у многих по читателей «громких ансамблей» необрати мые нарушения органов слуха. Недавно в ФРГ врачи провели массовое обследование и пришли к выводу, что к 2000-му году у них в стране слуховых аппаратов потребу ется больше, чем очков... Но ведь если я правильно понимаю, то «музыкальный нар котик»— не самостоятельный, а подчинен ный жанр, аккомпанемент к танцам? — С некоторыми поправками можно счи тать и так,— согласился я. — Но скажи мне, специалист, что про изошло с танцами? — спросил Никодимыч. — Раньше были' фокстрот, танго, мазурка, краковяк, падеграс. Знал, как что танцует ся. Теперь же ничего не знаю, и никто не знает. Просвети! Мне надо было отвечать, причем так же, как профессор, аргументированно. Начал с того, что главной причиной изменения ре пертуара явились прокатившиеся стихийной волной в шестидесятых годах по странам капитала выступления молодежи. Эти, внешне напоминавшие революции, события не могли нё напугать правящий класс. Что бы предотвратить подобное в будущем, боясь объединения стихийно бунтующей мо лодежи с передовой частью рабочего клас са, буржуазные идеологи всеми средствами стали уводить молодежь от политики. Пусть, мол, те потребляют алкоголь и наркотики, занимаются сексом, только не политикой! Выполнять эту задачу призвана была массо вая культура. Как грибы псмше дождя ста ли возникать, широко пропагандироваться западной прессой подобные «революции» — сексуальная, музыкальная, танцевальная и , так далее. Резко изменился репертуар танцплоща док. Пришла другая музыка, танцы, манера исполнения. Танцмейстеры Запада обрати лись прежде всего к афро-негритянскому танцевальному фольклору. Не очень ста раясь что-либо изменять, - перенесли этот фольклор в массовый танец. Партнеров з большинстве танцев разъединили. Движе ния ног отошли на второй план. Выпяти лись движения таза, бедер — из стороны в сторону, вперед-назад. Обращение к негритянскому фольклору было связано все с той же тенденцией мас совой культуры уйти в секс. На взгляд ев ропейца, призывные движения бедер вуль гарно откровенны. Но именно, этого добива лись менеджеры индустрии развлечения. — А утрирование этих движений сделало неопытных почитателей новых танцев наши ми пациентами,— добавил. Дрёмов.— Наш позвоночник приучен к определенной непод вижности постоянными нагрузками,, по стоянным ношением тяжелой одежды А когда без специальной подготовки его нача ли раскачивать^ это приводило к неприят ным последствиям. — Пока не стану говорить о недостат ках. Ведь были и достоинства.— Я старал ся быть объективным.— Первое — это уве личение темпо-ритма. Среди танцев 50-х го дов выделялся своей напористой быстротой, пожалуй, лишь «рокк-энд-ролл». Остальные были с медленным или средним темпом. В конце 60-х на танцплощадке вовсе не оста лось медленных танцев. Все стали стреми тельны, как наш атомный век. Темп был примерно 120 ударов в минуту,'что хорошо стимулировало организм, заставляло сердце биться быстрее. Привлекательна была но визна, необычность движений. Но продер жаться на интересе к новизне долго нель зя. Поэтому с такой калейдочкопичностью начали меняться танцы. Невозможно было уследить за названиями. Наступила эпоха бит-танцев, диско-танцев. Д ля нас, профес сионалов, тысячи разных названий- танцев этих «эпох» представляются одним танцем. Ибо новым танцем считается лишь тот, у которого ритмический рисунок заставляет делать только такую комбинацию движений, а не иную. В эпоху «диско» произошло дальнейшее упрощение движений. Годилось'для тэнпа практически все: шаги вперед-назад, из, стороны в сторону, прыжки на месте и с продвижением. Повороты корпуса, хлопки руками... Единственное условие — делать движения на каждую четверть. Поддерживать интерес к танцам на З а паде призв-анц были и дискотеки. И вновь было брошено в бой оружие буржуазной массовой культуры — секс. Танцы перенес ли в интимный полумрак... — Ты в. который раз произносишь это слово с большим осуждением! Зачем за крывать глаза на то, что в любом танце 'эта сексуальность есть, и, на мой взгляд, просто необходима! Психологи определяют танец, как начальную стадию полового вле чения. А, социологи утверждают, что две
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2