Сибирские огни, 1985, № 2

и виновница этих заболеваний — гиподина­ мия, недостаток движения. — Мы без устали повторяем: «Чередуйте умственную и физическую нагрузки!».' При” пиковых нагрузках на мозг требуется мощ­ ный ток крови. Если физическими упражне­ ниями не подготовить сердце и кровеносные сосуды для большой интеллектуальной ра­ боты, может произойти беда. В моем воображении выстраивались в убедительную картину отрывочные сведе­ ния о Викторе. Итак, начинал он как поклонник «само­ выражения» в танцах, был завсегдатаем ди­ скотек. Когда поступил в университет, то­ же первое время Не пропускал танцеваль­ ных йечеров. Учеба складывалась удачно. Талантливый юноша стал знаменитостью университета. На одном из танцевальных вечеров Вик­ тор встретил Веру. Играла музыка, мета- ■лись в полумраке разноцветные пятна про­ жекторов. Виктор бросился, как обычно, в центр зала. Там танцевала она! Вера! Лег­ кая, изящная. Ее ноги четко акцентировали ритм, руки нежно обвивали кого-то невиди­ мого. А глаза — задорные, веселые... — Не надо было мне соревноваться с ней в танце! — горько махнул рукой Виктор, рассказывая мне об этом. Я согласился с ним, так как мог предста­ вить, в каком невыгодіноім свете показал юношу танец: Виктор хотел понравиться, поэтому с особой энергией извивался, пры­ гал, наклонялся до пола. Вокруг собралась, толпа. Девушка посчитала, что «этот ненор­ мальный» высмеивает ее, и буквально воз­ ненавидела его. Вот с тех пор Виктор уже не мог перебо­ роть стыд за свое неумение танцевать. И друзьям с пренебрежением стал говорить, что для уважающего себя человека танцы не занятие! — Это ваши грехи мы вынуждены ис­ правлять! — заметил Дрёмов — Чьи? — Твои!— конкретизировал Никодимыч. — Я, что ли, должен был учить его тан- ь цам?! Обучение массовым танцам — вовсе не наше дело. Если бы в школе танец стал обя­ зательным предметом!— пытался оправ­ даться я.— Слишком уж далеки друг от друга сценический и массовый танец. Даже упоминать о них рядом несолидно для ува­ жающего себя профессионала сцены. — Но ведь танец остается' танцем всегда! — Дрёмов встал с кресла, отыскал в шка­ фу том энциклопедии и торжествующе про­ чел: «Танец — вид искусства, в котором средством .создания художественного обра­ за являются движения и положения чело­ веческого тела». — Это не относится к танцам для отды­ ха,— возразил я. — Здесь деления не делается,— постучал по книге профессор. — А в жизни делается! — сказал я.— Массовый танец не искусство!' Т ам— чем проще, тем лучше. Набор движений сведен . к минимуму, унифицирован. ' — Значит не искусство, потому что про­ сто? — усмехнулся Никодимыч. — Заговорили одйо время на Западе.^ что это спорт. И V нас тотчас решили «отфутбо­ лить» танцы Спорткомитету. — Чего же оглядываться на Запад? — удивился Дрёмов.— Советское танцевальное искусство, я знаю, лидирует в мире! — В этом виде нет! Даж е мои коллеги — артисты балета не знают современных массовых танцев. Чтобы выполнить в свое время просьбу обкома комсомола, нам при­ шлось на несколько месяцев самим- стать учениками, разобраться в проблемах массо- ' вого танца. , — Кто же ведет обучение э?им танцам? — спросил Дрёмов. — Здесь и кроется секрет о тставан и я,- предположил я.— Сошлюсь на газету «Со­ ветская культура» от 28 сентября 1983 года: «Современным танцем в течение долгих лет у нас занимаются не профессиональные хо­ реографы, а самоуЧки-любители»... Сказано, конечно, чересчур категорично. Есть в стра­ не и у нас, в .Новосибирске, профессионалы этого дела. Но их намного меньше,-чем лю­ бителей. Плохо и то, что при попытке па- . полнить знания самоучки вынуждены обра­ щаться лишь к западным изданиям. У нас учебников и пособий практически не выпус­ кается, да и те немногие — с отставанием от моды на три-пять лет. Мои слова заметно огорчили соседа; — Думаю, что недооценка профессиона­ лами, массового танца недопустима,— ска­ зал он.— Танец всегда был важен, 'Танцую­ щие фигурки находят на стенах древних пе­ щер. У меня вообще создалось впечатление, что древний человек если брался за изобра­ жение себе подобных, то рисовал людей в танце. Танец в те времена "был, пожадуй, единственной возможностью выработать тактику, провести «тренировку» предстоя­ щей охоты. Те же «деловые игры» эпохи НТР Подтверждение можно найти у тако­ го авторитетного знатока истории культуры, как Георгий Валентинович Плеханов. В «Письмах без адреса» немало страниц по­ священо танцам и пляскам первобытного человека. Первобытному человеку было не до удовольствий! Танеь^ был для него необ­ ходимостью! Уважение к танцу неспроста проповедовали 'и всевозможные религиоз­ ные учения. Восточные религии позволяли только богам, разбираться в секретах танца. Мало того,— танец появился прежде чело­ века, ибо, согласно легенде, бог ■Шива в ТАНЦЕ создал из Хаоса Вселенную... Оче­ видно, что столь пристальное внимание свя­ щеннослужителей к танцу объясняется еще и музыкальным гипнозОм. В древности об­ наружилось могучее действие на психику музыкального ритма, усиленного однооб­ разными движенийми. Как это было не взять на вооружение колдунам, жрецам? Эта тема смыкается с другим аспектом — врачебным. Профессор перестал ходить, налил чашку крепко заваренного чая, сел в кресло: — Должен признаться, что и врачи оказа­ лись не лучше вас, работников культуры. Действие музыки, танца на организм чело­ века пока еще не исследовано должным об­ разом. Хотя медики давно убедились, что легкая танцевальная музыка, особенно в со­ четании с движениями,— лекарство от пло­ хого настроения и хандры. Серьезная сим­ фоническая музыка показывала замечатель­ ную способность снимать мозговую уста­ лость, нервные стрессы. -До эпохи научно- технической революции мы на музыку смот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2