Сибирские огни, 1985, № 2
и виновница этих заболеваний — гиподина мия, недостаток движения. — Мы без устали повторяем: «Чередуйте умственную и физическую нагрузки!».' При” пиковых нагрузках на мозг требуется мощ ный ток крови. Если физическими упражне ниями не подготовить сердце и кровеносные сосуды для большой интеллектуальной ра боты, может произойти беда. В моем воображении выстраивались в убедительную картину отрывочные сведе ния о Викторе. Итак, начинал он как поклонник «само выражения» в танцах, был завсегдатаем ди скотек. Когда поступил в университет, то же первое время Не пропускал танцеваль ных йечеров. Учеба складывалась удачно. Талантливый юноша стал знаменитостью университета. На одном из танцевальных вечеров Вик тор встретил Веру. Играла музыка, мета- ■лись в полумраке разноцветные пятна про жекторов. Виктор бросился, как обычно, в центр зала. Там танцевала она! Вера! Лег кая, изящная. Ее ноги четко акцентировали ритм, руки нежно обвивали кого-то невиди мого. А глаза — задорные, веселые... — Не надо было мне соревноваться с ней в танце! — горько махнул рукой Виктор, рассказывая мне об этом. Я согласился с ним, так как мог предста вить, в каком невыгодіноім свете показал юношу танец: Виктор хотел понравиться, поэтому с особой энергией извивался, пры гал, наклонялся до пола. Вокруг собралась, толпа. Девушка посчитала, что «этот ненор мальный» высмеивает ее, и буквально воз ненавидела его. Вот с тех пор Виктор уже не мог перебо роть стыд за свое неумение танцевать. И друзьям с пренебрежением стал говорить, что для уважающего себя человека танцы не занятие! — Это ваши грехи мы вынуждены ис правлять! — заметил Дрёмов — Чьи? — Твои!— конкретизировал Никодимыч. — Я, что ли, должен был учить его тан- ь цам?! Обучение массовым танцам — вовсе не наше дело. Если бы в школе танец стал обя зательным предметом!— пытался оправ даться я.— Слишком уж далеки друг от друга сценический и массовый танец. Даже упоминать о них рядом несолидно для ува жающего себя профессионала сцены. — Но ведь танец остается' танцем всегда! — Дрёмов встал с кресла, отыскал в шка фу том энциклопедии и торжествующе про чел: «Танец — вид искусства, в котором средством .создания художественного обра за являются движения и положения чело веческого тела». — Это не относится к танцам для отды ха,— возразил я. — Здесь деления не делается,— постучал по книге профессор. — А в жизни делается! — сказал я.— Массовый танец не искусство!' Т ам— чем проще, тем лучше. Набор движений сведен . к минимуму, унифицирован. ' — Значит не искусство, потому что про сто? — усмехнулся Никодимыч. — Заговорили одйо время на Западе.^ что это спорт. И V нас тотчас решили «отфутбо лить» танцы Спорткомитету. — Чего же оглядываться на Запад? — удивился Дрёмов.— Советское танцевальное искусство, я знаю, лидирует в мире! — В этом виде нет! Даж е мои коллеги — артисты балета не знают современных массовых танцев. Чтобы выполнить в свое время просьбу обкома комсомола, нам при шлось на несколько месяцев самим- стать учениками, разобраться в проблемах массо- ' вого танца. , — Кто же ведет обучение э?им танцам? — спросил Дрёмов. — Здесь и кроется секрет о тставан и я,- предположил я.— Сошлюсь на газету «Со ветская культура» от 28 сентября 1983 года: «Современным танцем в течение долгих лет у нас занимаются не профессиональные хо реографы, а самоуЧки-любители»... Сказано, конечно, чересчур категорично. Есть в стра не и у нас, в .Новосибирске, профессионалы этого дела. Но их намного меньше,-чем лю бителей. Плохо и то, что при попытке па- . полнить знания самоучки вынуждены обра щаться лишь к западным изданиям. У нас учебников и пособий практически не выпус кается, да и те немногие — с отставанием от моды на три-пять лет. Мои слова заметно огорчили соседа; — Думаю, что недооценка профессиона лами, массового танца недопустима,— ска зал он.— Танец всегда был важен, 'Танцую щие фигурки находят на стенах древних пе щер. У меня вообще создалось впечатление, что древний человек если брался за изобра жение себе подобных, то рисовал людей в танце. Танец в те времена "был, пожадуй, единственной возможностью выработать тактику, провести «тренировку» предстоя щей охоты. Те же «деловые игры» эпохи НТР Подтверждение можно найти у тако го авторитетного знатока истории культуры, как Георгий Валентинович Плеханов. В «Письмах без адреса» немало страниц по священо танцам и пляскам первобытного человека. Первобытному человеку было не до удовольствий! Танеь^ был для него необ ходимостью! Уважение к танцу неспроста проповедовали 'и всевозможные религиоз ные учения. Восточные религии позволяли только богам, разбираться в секретах танца. Мало того,— танец появился прежде чело века, ибо, согласно легенде, бог ■Шива в ТАНЦЕ создал из Хаоса Вселенную... Оче видно, что столь пристальное внимание свя щеннослужителей к танцу объясняется еще и музыкальным гипнозОм. В древности об наружилось могучее действие на психику музыкального ритма, усиленного однооб разными движенийми. Как это было не взять на вооружение колдунам, жрецам? Эта тема смыкается с другим аспектом — врачебным. Профессор перестал ходить, налил чашку крепко заваренного чая, сел в кресло: — Должен признаться, что и врачи оказа лись не лучше вас, работников культуры. Действие музыки, танца на организм чело века пока еще не исследовано должным об разом. Хотя медики давно убедились, что легкая танцевальная музыка, особенно в со четании с движениями,— лекарство от пло хого настроения и хандры. Серьезная сим фоническая музыка показывала замечатель ную способность снимать мозговую уста лость, нервные стрессы. -До эпохи научно- технической революции мы на музыку смот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2