Сибирские огни, 1985, № 2

ИСК9ССТВ0 В. Ромм ТАНЦЫ, ТАНЦЫ, ТАНЦЫ... — Тебе привет,от моего пациентаі— ска-' зал Михаил Никодимович, — От кого? — севшим враз голосом спро­ сил я; когда мой сосед-медик делает такие вступления, хорошего ждать не приходится. — От Виктора К. привет,— профессор Дрёмов пристально взглянул на меня и до­ бавил,— обширный инфаркт. — Но ведь он совсем молодой! — Даі Нет тридцати,— Михаил Никоди- мыч пожал плечами.— Сегодня это не такая уж ред(<ость... С Виктором я познакомился лет десять назад. Тогда обком комсомола обрЛ клся к артистам балета с просьбой помочь в орга­ низации первый.в Новосибирске дискотек. Мы сог'ласились, начали готобить програм­ мы. Было трудно: дело незнакомое, да и ре­ петировать приходилось по ночам после спектаклйі. Тем не менее подготовили более десяти программ. К аждая состояла из двух отделений. Со сцены •Дворца культуры «Строитель» • рас­ сказывали о балете, танцах, композиторах, артистах. Впрочем, «рассказывали» не, сов­ сем точное определение — больше показыва­ ли, чем говорили. Во втором отделении ве­ стибюль Дворца превращался в танцеваль­ ный зал. Артисты показывали вальс, танго, фокстрот, джайв и так далее. Тут же моло­ дые танцовщики Миша Александров и На­ таша Растеряева обучали желающих. В коін- це вечера ученики с гордостью показывали результаты. Я же — ведущий программы, объявлял танцы, рассказывал о них, устраивал кон­ курсы, соревнования, награждал победите­ лей. Виктора я приметил на третьей про­ грамме. Наверное, до этого он вовсе не бы­ вал здесь, так как не обратить внимания на него было невозможно. Виктору в ту пору было шестнадцать. Стоило начаться музыке, как парень бросался в танец. Именно бро­ сался! Он врывался в центр и вертелся так, что остальные испуганно шарахались в сто­ роны и освобождали место. Танцевать юноша любил, но совсем не умел. А в уголок зала, где Ьбучали желаю ­ щих, не заглядывал: он получал удовольст­ вие от движения, от музыки, не замечая Смешков, подмигиваний на свой счет. Викто­ ру- казалось, что все от него^ в восторге, к а­ залось, что танцует он великолепно. Во вре­ мя соревнований и конкурсов он вскакивал первым, потом огорчался и допытывался, почему не он признан лучшим. Один р аз мы все же вручили Виктору приз «за энту­ зиазм». Перестав принимать участие в дискоте­ ках, я потерял Виктора из виду. Через не­ сколько лет в Академгородке после концер­ та встретил его в кафе «Под интегралом». Он учился в университете. Был по-прежнему худ и резок в движениях. Вокруг танцевали. Я и мои коллеги тоже не смогл-и отьіазать себе в удовольствии. Виктор на этот раз оставался в необычной для него роли наблюдателя. А затем начал доказывать, что мы неправильно танцуем, не понимаем современных танцев. — Современные танцы не нуждаются в красоте! — заявил он.— Стараться танце­ вать красиво — немодно! Это анахронизм! — Он даж е «научно» обосновал это.— Т а­ нец — способ и возможность раскрыть свою индивидуальность, неповторимость! А так называемые каноны іфасоты — это рам­ ки, ограничение личности. Ущемление свобо­ ды! Чем оригинальнее самовыражается лич­ ность — тем лучше! — восклицал он. — Почему же ты не самовыражаешься, а сидишь? — спросил я. — Танцы — несерьезное дело, я ими боль­ ше не занимаюсь! — гордо ответил он. Мне показалось, что Виктор неискренен; при взгляде в сторону танцующих он зави­ стливо напрягался. Чувствовалось, что за­ ставить себя сидеть ему очень непросто... Еще раз я встретил Виктора совсем не­ давно. Вместо подвижного парнишки передо мной был мужчина с заметным брюшком, Сидел он солидно, боялся сделать лишнее движение. Я узнал, что Виктор давно кан. дидат наук, готовит докторскую. И теперь, получив известие от соседа-медика, я вспом. НИЛ, что тогда меня поразил неимоверно ус­ талый вид Виктора, его грустные глаза за стеклами очков... Профессор Дрёмов утверждал, что не рак, а имённо сердечно-сосудистые заболе вания сегодня уносят больше всего жизней.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2