Сибирские огни, 1985, № 2
А как вы считаете, что надо сделать, чтобы сельской молодежи жилось более радостно, если так можно сказать. Чтобы де маиил, в общем-то непонятно и чем, город? — осмелился тут задать вопрос, директору и мой спутник — Иван Сидолин. — Считаю, в первую очередь, надо на учить ее весело работать,— быстро отвечал Вепрев, сняв очки и держа их в руке пе ред подбородком. , — Только и ' всего? — .разоч'аро.вался Иван, подняв худые плечи. — Не только. Но в первую очередь именно это,— Вепрев снова надел очки и, упершись локтями в стол, разглядывал парня. Мне вспомнилась легенда, которую я услышал в соседнем хакасском селении. Пожилую женщину, у которой разбойни ки хбили мужа, всю жизнь выращивающую просо меж ковыльными холмами, спросили; — Скажи, Мызгым, почему ты не соста рилась? — В моей'жизни не встречалось • зло вредных людей, которые бы научили меня много спать и плохо растить просо. — А почему у тебя дети такие здоро вые, сильные и веселые? — спросили ее. — Я их научила мало спать и хорошо растить просо,— отвечала. — А почему у твоих сыновей жены такие ласковые и красивые, а у дочерей мужья такие ловкие и добрые? — спросили. — Они не умеют плохо растить просо,— отвечала мудрая женщина. -ТрижАы нарождались люди ■ в улусе, трижды молодые состарились, а мудрая женщина все жила, ей все задавали те же вбпросы и она так же отвечала... Научить весело работать. Мы еще сидели у Вепрева, когда по звонил секретарь райкома партии, слова его были примерно такие: — К вам делегация. На этот раз из Орловской области. Из треста «Орел- сельстрой». Побывали, говорят, в Москве на выставке, увидели там стенды , вашего совхоза и вот решили посмотреть, в нату ре. Покажите им, пожалуйста, свои фермы. Заодно и у них .кое-что порасспросите. у них ведь в сельском строительстве действует «орловская непрерывка» с бригадным подрядом, научились они объекты строить и быстро и экономно, есть чему поучиться и нам... — Непременно порасспросим,— отвечал . директор. «Вообще в Сибири, несмотря на' холод, служить 'чрезвычайно тепло. Люди живут простые, нелиберальные... Из них умеющие разрешать загадку жизни почти всегда остаются в Сибири и. с наслаждением в ней укореняются... Но другие, народ лег комысленный и не умеющий разрешать загадку жизни, скоро наскучают Сибирью и с тоской себя спрашивают: зачем они в нее заехали?» — писал когда-то Федор Михайлович Достоевский. Вепрев, значит, из тех, кто умеет раз решать «загадку жизни». А мой молодой друг Иван Сидолин умеет ли, приживется ли он на родине деда? Не растеряется ли перед зимними холодами и первыми труд ностями? Уже в сумерках, проходя тропой мимо кладбища, Иван оглянулся на меня, шед шего сзади, хотел что-то сказать, но молча свернул к березам, где светилась белая тумбочка на моіиле деда, Владимира Сергеевича. Я думал, что он остановится и постоит, примечая лунный колеблющий ся мягкий блеск на белизне скромного памятника, а он про.шел в сизом мороке деревьев на склон холма и остановился на краю овсяного, шелестящего метелками поля. Внизу, слева, мерцала перекатываю щаяся на излучине река, а в правой стороне проступали на фоне тускнеющего неба деревенские темные крыши. Какие чувства сейчас владели парнем, какие ду мы рождались в голове?.. В начале этих заметок я сказал, что сибиряк чувствует себя иной раз обде ленным по сравнению < с южанином, имеющим море, сады, почти беспрерывное тепло. Но отчего же тогда я, всякий раз возвращаясь из южных странствий, не отхожу от окна вагона, когда поезд, миновав омские степи, входит в мою се рединную, с рождения подаренную Сибирь? И обмирает от поднимающейся в ней нежности — отчего? Рядом, у окна, стоит какой-нибудь пожилой житель Ачинска или Дивногорска, выбритый, выряженный, как на свидание, и в глазах у него тоже восхищение и радость: ах, сколько красоты! И еще: в начале' очерка я упоминал о том, что, обмениваясь с южанином квар тирой, сибиряк годов отдать тому свою большую жилплощадь за меньш'ую. Было так. Нынче все выглядит несколько иначе. «Красноярская неделя» 1984 года с объявлениями: «Трехкомнатяая в кирпич ном доме с гаражом и подвалом в Орле на трехкомнатную в Шарыпове»; «трех комнатный коттедж в Донецке — на равно ценную квартиру в Ачинске»; «двухком натную в Джевари (50 километров от Черного моря) — на равноценную в Крас ноярске...» • Уже «на равноценную». Возможно, не за горами время, когда сибиряку белго родец, орловец, и даже одессит будет навяливать: меняю трехкомнатную на двухкомнатную в городах и поселках Си бири... Надеюсь. Потому что есть в наших сибирских лесах, небе, озерах, реках, воз духе, горах что-то такое, без чего душа человеческая, скорбит и ноет. Ростов-на-Дону — Москва — Красноярск — Назарово — Степное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2