Сибирские огни, 1985, № 1
— и скажи этой шалаве-матери, что в суд на нее подашь, если она бросит ребенка. И тогда за Люсю Красивую вступилась Люся Некрасивая. Да вы что тут себе придумали,— стала она выговаривать своим подругам,— если уж подслушиваете чужие разговоры, так хоть их н перекручивайте. Кто это отказался от своего ребенка? Если соседи по. боялись «посадить его себе на голову», так это же соседи. Это они пере- .страховались, а не мать им своего ребенка на голову усаживала. А ты,— сказала она Оле,— если не умеешь, как надо, рассказывать, то уні лучше помолчи. Так и закончился тот первый день Олиной жизни в минометном пол- ку одной из сибирских дивизий. Палатка притихла, уснула, а утром та досада, с которой она уснула, исчезла, и день побежал летний, бодрый, пропитанный звоном медноствольных сосен. Одно небо висело над Олей и девчатами, что жили в палатке, одна речка текла под высоким бере- гом, но если бы спросить у тех девчат, какими были небо и речка, у каж дой они были свои, только в общих чертах похожие. Оля запомнила ста руху в бане и ее внука, первый разговор в- палатке, а самих девушек- связисток не запомнила. И голоса их быстро забыла. А ведь сколько бы ло переговорено после каждого отбоя в просторной, с поднятым низом брезентовой палатке. Слова быстро забываются, если они рождены разговоре, а не в деле. Вряд ли запомнила бы Оля старуху с мальчиком, если бы их разговор был только тот, одик-единственный, в бане. Но Оля вдруг увидела их еще раз и не случайно, мимоходом, а они пришли специально к ней. — Я с ним больше таскаться не могу,— сказала старуха,— отведи его куда-нибудь, милая, определи. — Куда отвести?— не поняла Оля. — Да хоть к заведующей столовки. Она поможет, если ее хорошо попросить. Заведующая была еще молодая, строгая на вид, выслушала Олю с осуждением на лице, с первого слова ей не понравилось то, о чем про сила Оля. — Вы ведь каждый день встречаете в своей столовой всяких воен ных начальников, попросите их, пусть пристроят мальчика. — С таким же успехом ты и сама их можешь попросить,— отвечала заведующая. Оля продолжала упрашивать, пока заведующая не выдержала и не рассердилась: — Хватит об этом. А Тебе совет: не учись загребать жар чужими руками. Оля умолкла, а заведующая добавила: — Хочешь кому-то помочь — помогай. Сама помогай. А переклады вать помощь на чужие плечи не учись. Понятно? Многие ее в те годы учили. И заведующая, наверное, рассчитывала, что если не сейчас, то когда-нибудь Оля оценит эту мудрость и никогда не будет загребать жар чужими руками. Но заведующая сама многого не знала. Разве вожатая Надя загребала жар чужими руками, когда рассказала своему отцу про Фрийа Карловича? И Оля не загребала, ко г да рассказала о,Фрице Карловиче Н^де. Они не могли ему помочь. А Надин отец мог. Но мог уже после того, когда другие подгребли к нему этот жар. Елена пришла утром. Остановилась посреди школьного двора и стала глядеть куда-то вдаль, словно назначила Оле свидание и сейчас ждала, задумавшись. Оля увидела ее сверху, из окна. Сначала подума ла: сестра Матвея, потом вгляделась, и сердце сжалось как от прибли жающейся беды. ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2