Сибирские огни, 1985, № 1

Олина классная руководительница говорила про отрядную вожатую Надю — пассивная. «Хорошая девочка, но ужасно пассивная. Навер­ ное, ее дома заставили быть воНсатой. Когда ты из такой семьи, то хочешь не хочешь, а нельзя быть в стороне от общественной работы». Учительница говорила эти слова другой учительнице, а Оля случайно оказалась рядом и услышала. Она тогда не задумалась, из какой такой особой семьи вожатая Надя, а вот слово «пассивная» обидело Олю. Как такое МОЖНО сказать про Надю, про самую лучшую .отрядную вожатую во всей школе? Надя училась в десятом классе, была тонень^ кой, высокой, с маленьким кукольным личиком и длинной тяжелой косой. Когда она после уроков выходила на школьное крыльцо, сразу же возле нее появлялись мальчики мужской школы, стоявшей через улицу. Пятиклассники провожали свою вожатую, и мальчишки из муж ­ ской школы шагали рядом, что-.то громко говорили Наде, глядели на нее отважными преданными глазами. И вот такую вожатую, в которую была влюблена чуть ли не вся мужская школа, учительница назвала пассивной. На переменке Оля дождалась момента, когда НаДя оказалась одна. — Надя, я скажу тебе по секрету, только ты меня не выдавай: учительница сказала, что ты пассивная. — Какая учительница и кому сказала? — Наша классная сказала другой учительнице,'а я быЛа недалеко, они меня не видели. — Ну и дальше? — Надин голос звучал грубо.— Дальше что было? Назвала меня пассивной — и что дальше? — Ничего.— Оля видела, что Надя недовольна, но еще не пони­ мала— почему.— Разве ты пассивная? Ты с нами на экскурсию на реч­ ку Томь ходила и еще водила в госпиталь. Зачем же она говорит, что ты пассивная? — Она меня не волнует,— сказала Надя,— ты меня волнуешь. За­ чем ты мне все это говоришь? Вопрос был трудный, Оля не знала, что ответить. — Я говорю, чтоб ты знала, как она про тебя говорит. — Зачем? — спросила Надя.— Зачем мне надо это знать? И тебе зачем передавать то, что случайно услышала? Иди, я на тебя глядеть не могу. ^ ' Хорошо, что она не послушалась, не отощла, а то пропал бы этот урок, не дошел до сердца. — Наденька, что же ты сердишься, что я такого сделала, я же правду сказала, а ты меня гонишь...— И ОлЯ заплакала. ' ■ - Слезы смягчили вожатую. — Никогда не беги к человеку без нужды с плохой новостью. Пони­ маешь? . ’ • I — Нет, не понимаю. — Тогда просто запомни: если человека можно не расстраивать, придержи свой дзык, не расстраивай. Ты меня со своей учительницей чуть на всю жизнь не поссорила. Потому что с тем, кто тебя обидел в лицо, можно помириться, тому же, кто обидел тебя за спиной, не простишь вовек. Оля поняла тогда одно: не надо спешить к человеку с плохой но­ востью. Такая новость не отводит беду, а приводит. На уроках учат, обучают на переменках, походя, мало заботясь о том, усвоят урок или забудут. Оля усвоила. Но этот урок не уберег от других ошибок. Когда хлебные карточки, новые валенки и байковое одеяло б^ьіли проданы, Люся Некрасивая нашла покупателей на печку. Привела покупателей, а Оле объяснила, что это не продажа казенного имущества, а избавление от бесполезного предмета. Если печка не то­ пится, зимой и летом холодная, то это уже не печка.. Их пришло четверо — два старика и две старухи, они стояли посрё-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2