Сибирские огни, 1985, № 1
поставил проблему превращения пестрого «сора» современной жизни в пласты исто рического материала». То же самое можно сказать и о романах Пушкина, где частное ■ естественно и легко переходит в обществен ное, а человек оказывается «явлением ис торическим». > Видимо, не все в книге В. Г. Одинокова цоікажется внимательному читателю бес спорным. Но это входило в замысел иссле- зователя. Цель его. работы — показать творчество Пушкина в широкоіі историко- литературной перспективе, наметить его связь с другими авторами. Так же, как не- ВОЗМОЖНО представить нашу литературу и нашу жизнь без Пушкина, невозможно представить себе, что поставлена точка в исследовании его творчества. Н. КУБАТИЕВА, кандидат философских наук. Анатолий Зябрев. Путь героя. Повести, очерки. М., «Современник», 1983, Читатель, особенно красноярский, знает Анатолия Зябрева как яркого и интересно го очеркиста, пишущего о рабочем челове ке Сибири. Его жизненный путь пролегал по многим крупным стройкам востока страны. На одних он работал плотником, слесарем, монтажником, нормировщиком, на другие приезжал как журналист, жил а палатках и общежитиях вместе со стро ителями. Вот почему его очерки о сози- дательном труде не только убедительны и выразительны, но и по-настоящему увлека тельны. Но вот открое.м книгу с традициояяы'м для сборника очерков названием «Путь героя» и обнаружи.ч, что автор, наряду с несколькими произведениями документаль ного жанра, поместил в ней две повести. Он, видимо, решил, что пришел тот час, когда ему нужно расправить плечи и заго ворить в полную силу своего творческого дарования. Герои повести «Комплекс» —^ бригада строителей одной большой стройки на Енисее. Автор неторопливо, выпукло и сочно раскрывает перед нами их характе- ры. Вот, например, Куропатов. Он мечтает о море — будущем водохранилище: «Го лубое, должно, будет. Как все моря. А мо жет, и зеленое — от тайги, отраженной в нем, с бурым отливом в непосоду. Енисей- то, он зеленый. А когда нахмурится, так и рыжий, ржавый, металлом отдает...». Ду ша у него поэтическая: не потому ли его тянет к молоденькой учительнице Берте, несмотря на то что,его жена вот-вот долж на родйть. Или вот, молодой рабочий . Скопцов, весельчак и балагур, который . всерьез занимается английским языком. Он мечтает всю свою бригаду обучить этому . языку. А потом приняться за следующий. Так он станет инструктором и будет всю стройку обучать иностранным языкам. Его товарищ, инжёнер Глеб Подвойский, напро тив, уравновешен, даже степенен. Он полю бил этот суровый край, любит песни, кото рые здесь распевают, хотя сам петь не уме ет, любит свою работу, потому что вместе с хозяйственными объектами он строит жизнь. Впрочем, не чужд он и поэзии бы тия. Глеб смотрит на ночное небо и ощу щает мир «озвученных красок», видит, как «звезды перегоняют друг дружку и все В'.\іесте куда-то падают с шипением и шеле стом». А вот и сам башковитый, скромный и счастливый бригадир Щепкин (счастли вый потому, что- жена народила ему сразу троих сыновей). Что же касается первых двух эпитетов, то из дневника Подвойско го явствует, что постройкой не раз просил Щепкина поделиться опытом на соседних участках. На что тот пожимэл плечами и отвечал: «— Какие там секреты? Работаем,, как и другие....» Совершенно разные характеры, судьбы соединились и сплелись в одной бригаде. И одна, общая у них жизненная дорога. Это потому, что они, как Куропатов, убеждены^ «— Главная честность, по-нашему, по- рабочему,— это не разевать рот на чужой . каравай. Свое зарабатывать. У правильного рабочего на всей земле такая честность...» Такая рабочая, мозолистая честность за мешана на здоровых, прочных чувствах дружеской взаимовыручки. Не потому ли бригада Щепкина всем миром ходила после работы строить дом семье Куропатовьіх. На зов закадычного друга, на перекры тие Енисея едет из Дивногорска главный герой повести «Поездка, на Саяно-Щушен- скую» Семен Погожев. Радостное, празд ничное чувство захватило его. Как тогда, когда они вместе перекрывали могучую ре ку при строительстве Красноярской ГЭС. И тоскливое, щемящее чувство овладело им, потому что из-за болезни он оказйлся теперь здесь, в «тылу»... В дороге Семен жадно вбирает в себя запахи и краски сибирской природы. «Гор ный воздух и сами горы давали ощущение довольства и свободы». Здесь он в сво ей стихии. Здесь он среди др-узей и знако мых, которые шквалом обрушивают на него родные слова: «бетон», «блоки», «опа лубка», «барьер». Ну и, конечно, магиче ское слово «тектонка». Оно означает зигза гообразную щель в скальном котловане, которая сочится жижей. «Спрашивали ‘у рабочего, обросшего мелкими ледяными сосульками и казавше гося оттого лохматым: «Ты откуда такой?» Тот отвечал «С тектонической». «А сегодня мой Петя на тектонической»,— говорит девушка своим,подружкам с тревогой и с гордостью за своего любимого. «В больни це про палаты, где лежали с ' глубокой простудой и надсадой, говорили: «Тектони ческие». «Потом, когда в щель залегает бетон и плотина может расти в длину и , высоту, все, связанное с ней, приобрета ет что-то светлое, ласковое». «А помнишь, на тектонке были когда?..» Так разом прикипел Семен к делу, к тем, «без кого нельзя дальше жить»! Затем галерею портретов сибирских тружеников автор создает в ряде очерков. Это строитель Николай Лисин («Встреча в Абакане»), который запросто приглашает переночевать в своей квартире людей, ко му не досталось мест в гостинице. «—Кто жил в палатках, тот никогда не откажет человеку... ну, чтобы не пустить его. За помните это. А я жил когда-то». Так этот щедрой души человек объяснял свой по- . ступок. Или вот «мастер высшей руки ге нераторно-турбинного дела, лауреат Госу дарственной премии Николай Васильевич
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2