Сибирские огни, 1985, № 1

поставил проблему превращения пестрого «сора» современной жизни в пласты исто­ рического материала». То же самое можно сказать и о романах Пушкина, где частное ■ естественно и легко переходит в обществен­ ное, а человек оказывается «явлением ис­ торическим». > Видимо, не все в книге В. Г. Одинокова цоікажется внимательному читателю бес­ спорным. Но это входило в замысел иссле- зователя. Цель его. работы — показать творчество Пушкина в широкоіі историко- литературной перспективе, наметить его связь с другими авторами. Так же, как не- ВОЗМОЖНО представить нашу литературу и нашу жизнь без Пушкина, невозможно представить себе, что поставлена точка в исследовании его творчества. Н. КУБАТИЕВА, кандидат философских наук. Анатолий Зябрев. Путь героя. Повести, очерки. М., «Современник», 1983, Читатель, особенно красноярский, знает Анатолия Зябрева как яркого и интересно­ го очеркиста, пишущего о рабочем челове­ ке Сибири. Его жизненный путь пролегал по многим крупным стройкам востока страны. На одних он работал плотником, слесарем, монтажником, нормировщиком, на другие приезжал как журналист, жил а палатках и общежитиях вместе со стро­ ителями. Вот почему его очерки о сози- дательном труде не только убедительны и выразительны, но и по-настоящему увлека­ тельны. Но вот открое.м книгу с традициояяы'м для сборника очерков названием «Путь героя» и обнаружи.ч, что автор, наряду с несколькими произведениями документаль­ ного жанра, поместил в ней две повести. Он, видимо, решил, что пришел тот час, когда ему нужно расправить плечи и заго­ ворить в полную силу своего творческого дарования. Герои повести «Комплекс» —^ бригада строителей одной большой стройки на Енисее. Автор неторопливо, выпукло и сочно раскрывает перед нами их характе- ры. Вот, например, Куропатов. Он мечтает о море — будущем водохранилище: «Го­ лубое, должно, будет. Как все моря. А мо­ жет, и зеленое — от тайги, отраженной в нем, с бурым отливом в непосоду. Енисей- то, он зеленый. А когда нахмурится, так и рыжий, ржавый, металлом отдает...». Ду­ ша у него поэтическая: не потому ли его тянет к молоденькой учительнице Берте, несмотря на то что,его жена вот-вот долж­ на родйть. Или вот, молодой рабочий . Скопцов, весельчак и балагур, который . всерьез занимается английским языком. Он мечтает всю свою бригаду обучить этому . языку. А потом приняться за следующий. Так он станет инструктором и будет всю стройку обучать иностранным языкам. Его товарищ, инжёнер Глеб Подвойский, напро­ тив, уравновешен, даже степенен. Он полю­ бил этот суровый край, любит песни, кото­ рые здесь распевают, хотя сам петь не уме­ ет, любит свою работу, потому что вместе с хозяйственными объектами он строит жизнь. Впрочем, не чужд он и поэзии бы­ тия. Глеб смотрит на ночное небо и ощу­ щает мир «озвученных красок», видит, как «звезды перегоняют друг дружку и все В'.\іесте куда-то падают с шипением и шеле­ стом». А вот и сам башковитый, скромный и счастливый бригадир Щепкин (счастли­ вый потому, что- жена народила ему сразу троих сыновей). Что же касается первых двух эпитетов, то из дневника Подвойско­ го явствует, что постройкой не раз просил Щепкина поделиться опытом на соседних участках. На что тот пожимэл плечами и отвечал: «— Какие там секреты? Работаем,, как и другие....» Совершенно разные характеры, судьбы соединились и сплелись в одной бригаде. И одна, общая у них жизненная дорога. Это потому, что они, как Куропатов, убеждены^ «— Главная честность, по-нашему, по- рабочему,— это не разевать рот на чужой . каравай. Свое зарабатывать. У правильного рабочего на всей земле такая честность...» Такая рабочая, мозолистая честность за­ мешана на здоровых, прочных чувствах дружеской взаимовыручки. Не потому ли бригада Щепкина всем миром ходила после работы строить дом семье Куропатовьіх. На зов закадычного друга, на перекры­ тие Енисея едет из Дивногорска главный герой повести «Поездка, на Саяно-Щушен- скую» Семен Погожев. Радостное, празд­ ничное чувство захватило его. Как тогда, когда они вместе перекрывали могучую ре­ ку при строительстве Красноярской ГЭС. И тоскливое, щемящее чувство овладело им, потому что из-за болезни он оказйлся теперь здесь, в «тылу»... В дороге Семен жадно вбирает в себя запахи и краски сибирской природы. «Гор­ ный воздух и сами горы давали ощущение довольства и свободы». Здесь он в сво­ ей стихии. Здесь он среди др-узей и знако­ мых, которые шквалом обрушивают на него родные слова: «бетон», «блоки», «опа­ лубка», «барьер». Ну и, конечно, магиче­ ское слово «тектонка». Оно означает зигза­ гообразную щель в скальном котловане, которая сочится жижей. «Спрашивали ‘у рабочего, обросшего мелкими ледяными сосульками и казавше­ гося оттого лохматым: «Ты откуда такой?» Тот отвечал «С тектонической». «А сегодня мой Петя на тектонической»,— говорит девушка своим,подружкам с тревогой и с гордостью за своего любимого. «В больни­ це про палаты, где лежали с ' глубокой простудой и надсадой, говорили: «Тектони­ ческие». «Потом, когда в щель залегает бетон и плотина может расти в длину и , высоту, все, связанное с ней, приобрета­ ет что-то светлое, ласковое». «А помнишь, на тектонке были когда?..» Так разом прикипел Семен к делу, к тем, «без кого нельзя дальше жить»! Затем галерею портретов сибирских тружеников автор создает в ряде очерков. Это строитель Николай Лисин («Встреча в Абакане»), который запросто приглашает переночевать в своей квартире людей, ко­ му не досталось мест в гостинице. «—Кто жил в палатках, тот никогда не откажет человеку... ну, чтобы не пустить его. За­ помните это. А я жил когда-то». Так этот щедрой души человек объяснял свой по- . ступок. Или вот «мастер высшей руки ге­ нераторно-турбинного дела, лауреат Госу­ дарственной премии Николай Васильевич

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2