Сибирские огни, 1985, № 1
Эвальд Семенов, От пеньоги до синьоги. Певести. Новосибирск, Заа-Сиб. кн. изд- во, 1983. Эвальд Семенов хорошо изучил жизнь современного Севера: много лет он рабо тал-в старательских бригадах, и вот накоп ленные годами впечатления воплотил в своей первой книге. ВЪшедшие в эту книгу две повести о Севере объединяет один герой Дмит рий Балушкин. Чувствуется, что во многом этот образ автобиографичен. В, разных жизненных ситуациях бывал Дмитрий Балушкин — северный старатель, романтик вечной мерзлоты. Дда Дмитрия Север — это не только место, где он об рел свой главный жизненный принцип («Верую в себя!»), но и постоянная схват ка с суровой и подчас безжалостной при родой. В повести «Южнее Колымской трассы» мы застаем Дмитрия Балушкина в пере ломный момент его жизни. Точнее, во вре мя его прихода в новую жизнь. Перестрой ка, коренная смена своего отношения к жизни и суровая борьба с самим собой — вот та конфликтная ситуация, в которую автор ставит своего героя. Долгими путями шел бывший стара тель, механик, шофер, бульдозерист Дмит рий Балушкин на строительАво БАМа. Может, и не поехал бы он на эту гран диозную стройку, не покинул обжитый им Север, но врачи неумолимы. Север — это не место для больного, пусть даже мнрго- опытного «северного волка». I , Попадая в новую для себя обстановку, Дмитрий не ждет встреч с распростертыми объятиями, но все же в глубине души он надеется, что его опыт, трудные северные знания пригодятся и здесь, на новом месте. И закономерно, что, не встретив сочувст венного приема, он замыкается, уходит в себя, в свои воспоминания. Возникает же лание отделить нынешнее от минувшего. Правда, остается еще работа, любимое ■ дело, и руки Дмитрия привычно тянутся к ней. Бригада, в которую попадает Балушкин, состоит в основном из молодых ребят. Они первые откликнулись на призыв комсомо ла и приехали на БАМ, когда там было почти пустое место. А сейчас они по праву считают себя старожилами — ведь это их руками выстроен поселок и прокладывает ся трасса. ’Балушкину уверенность и ' законная гор дость ребят кажутся мелкими, ненастоя щими. Ибо для него процесс становления был долгим и трудным. Север, его тяже лая и прекрасная действительность кажут ся ему единственно возможными учителя ми жизни. Он знает, как люди «впитыва ют в себя все, чем богат этот край,' и сами становятся такими же откровенными, силь ными, щедрыми». Жаркая стычка с бригадой впервые заставляет его по-иному взглянуть на свои принципы: «...И впервые показалось ему: в чем-то он перед ними проигрывает». Понимание, стремление по-нов.ому взгля нуть на себя и вокруг себя приходит к Балушкину не сразу. Да ведь, как выясни лось, он просто жил, не задавая себе ника ких серьезных вопросов, и уж тем более не зная на них ответов. «Жил, работал... Имел друзей, товарищей.... Будут помнить, забудут... Никогда Балушкин об этом серьезно не задумывался...» Дмитрий понимает, что найти свое ме сто в новой жизни для него не просто не обходимо — это едмствевный путь к спасению. Но «он никогда не' прикидывал, кто сделал больше, кто меньше, — слиш ком напряженная была жизнь, чтобы тра тить ее на мелкие подсчеты. А радость бы ла настолько малой, что не стоило делить ее на куски». И скорей всего, что в этом — главное преткновение для героя. Ведь Ба лушкин не знал, по сути, настоящей, радо сти труда. Она всегда была заслонена от него тяжелой работой. «Километры трудностей, сантиметры радостей». Многое пришлось пережить Дмитрию Балушкину, прежде чем стал он настоя щим строителем-бамовцем, вошел в эту но вую для себя роль очистившимся и помуд- ревшим. И слова, исходящие из его уст, кажутся вполне искренними: «А насчет палаток так скажу. От них остается одно воспоминание. Не они главное, а т о, ч т о и д е т п о с л е них...» Проблемы, которые ставит Э. Семенов в своей повести, думаю, не оставят читателя равнодушным. Ведь в жизни каждого рано или поздно наступает этап, когда стано вится необходимым переоценить прошлое, осмыслить себя сегодняшнего. Автор за интересовывает читателя жизнью своего персонажа. Но все же повесть «Южнее Колымской трассы» оставляет впечатление фрагментарности, незакомченности. Компо зиционное строение повести очень близко к очерковым зарисовкам. Сюжет не связы вает произведение в единое целое, он как бы выполняет роль спицы с насаженными на нее эпизодами-косточками. Связь же -их между собой натянута, подчас весьма ус ловна. В первой повести сборника «Южнее-Ко лымской трассы» Э. Семенову удалось еще в какой-то степени сгладить эти шерохо- ватост.и за счет острой проблематики об раза. Вторая же повесть «От пенюги до синюги» намного слабее первой. Достаточ но короткая, она представляет из себя ряд северных баек-рассказов, объединенных разве что местом действия. Это тем более досадно, что в «Южнее Кольі .мсх.ой трас сы» Э. Семенов лаконично всего лишь в одном (!) абзаце излагает содержание своей второй повести, выросшей уже до 65 страниц. Автор сделал выжимку из старого материала, надеясь на «старых дрожжах» настоять новое вино. Но вмес то искрящегося вина у него получился сладенький, едва подкрашенный сироп. Хотя чувствуется, что отойди Семенов от уже использованного, отработанного мате риала, его новая вещь могла бы стать яр че, самобытнее, интереснее. Главная при чина, может быть, объяснена самим авто ром: «Когда сжигаешь себя на мерзлоте, в памяти остаются лишь размытые очер тания прошедших событий...» И, наверное, лучше было подождать, когда эти очерта ния прояснятся, станут выпуклее, рельеф нее, правдивее. Владимир ТАЛАЛАЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2