Сибирские огни, 1985, № 1

она в полной мере сказалась в его ройанах и повестях, стала и материальной основой рассказов. Но если принято считать, что рассказ — это прежде всего характер, то главный и объединяющий все рассказы но­ вой книги Немченко характер — это сам автор, а произведения книги — суть внут­ ренние, глубоко личностные, лирические монологи. Лирическая проза? Нет, эта проза мало чем напоминает нам достаточно исчерпав­ шую себя в пейзажах и рефлексиях проза­ ическую лирику.. Здесь в первую голову сказывается фактическая, событийная, сю­ жетная оснастка рассказов. Она веществен­ на настолько, насколько это и приличеству­ ет не чистой лирике, а добротной прозе. И, конечно же, писатель Не озадачен толь­ ко самовыражением, дотошным выписыва­ нием и анализом своих чувств со всеми их оттенками. Он пишет реальную жизнь. А лирический тон рассказов, характер, кото­ рый их объединяет, рождается более из то­ го, ЧТО автор избирает предметом своих рассказов и КАК он это избранное пережи­ вает и рассказывает. Говоря невеселые слова о некоторых сто­ ронах жизни своей малой родины — кубан­ ской станицы в рассказе «Соки земли», ав­ тор вдруг делает паузу, как-то пытается урезонить себя тем, что он-де теперь «про­ писан совсем по другому ведомству... по черной металлургии, в частности». Да, три романа Гария Немченко и несколько пове­ стей, посвященных знаменитому Запсибу, действительно позволяют автору считать себя прописанным «по ведомству черной металлургии». Но если войти в мир писате­ ля глубже, то вне всяких сомнений уви­ дится главная из тенденций его творчества, выявится главное стремление — познать ду­ шу человеческую. Особенность рассказов Немченко в их многоплановости. Вот «Хоккей в сибир­ ском городе» .— здесь вполне, можно вы­ делить несколько планов: и спортивный, и нравственный, и чисто социологический... В плане тематическом, так сказать, спор­ тивном — автор доказывает свое знание хоккея, всех его тонкостей и «нравов». Он выступает и настоящим певцом хоккея. Но это не всё. Полушутя, полусерьезно Немченко говорит о том, что победы про­ винциального «Сталеплавильщика» весьма благотворно сказывались на всей жизни города: «...в те дни, когда наши побежда­ ли, в Сталегорске начисто прекращалось хулиганство. Да что об этом — стыдно, право, и помнить! Лучше о другом — день-два, а то, глядишь, и неделю На шах­ тах давали такую выработку, что ахнешь, и сталь на кЬМ'бинате шла исаслючительно первым сортом, и даже лесорубы в окре­ стной тайге — вон докатывалось куда! — творили чудеса да и только...» Вообще, фактическая оснастка этого рас­ сказа такова, что он может'восприниматься как «проблемная проза», налицо в нем за­ ряд публицистики. Проблема поставлена достаточно остро: в провинции стараниями тренеров выискиваются и воспитываются классные игроки, которых потом всяческими ухищрениями переманивают к себе столич­ ные клубы, и, кстати говоря, эти игроки не всегда и сопротивляются... Но то, что написал Гарий Немченко, ши­ ре данной проблемы, автор выше местного патриотизма -и говорит не только о спор­ те. Он говорит о природных свойствах про­ винции, о провинции — родине российских талантов, и о Мрскве — столице российских талантов. Писатель выходит на очень точ­ ные и естественные обобщения, рисуя един­ ство людей в Понятии Родина, Москва. «Ведь если мы у тебя, Москва, не будем выигрывать, кого ты от нас потом возь­ мешь, что ты от нас получишь, у кого по­ том выиграешь сама?» Вместе с тем рассказ «Хоккей в сибир­ ском городе» читается и традиционно, как «рассказ-характер». Здесь есть герой — звезда сталегорского хоккея Виктор Дани­ лов, есть жизненная ситуация, в которую он попадает и из которой с честью выходит, ‘ являя нам определенные грани, я бы сказал, сибирского характера. Рассказ «Хочешь, дам сюжет?..» тоже ин­ тересен своею многоплановостью и жизнен­ ной насыщенностью. Здесь уже рисуется не столько характер сибирского города, сколько ясно выводятся некоторые из его характерных нравствен­ ных черт. Причем автор не идеализирует ни города, ни его жителей, не поддержива­ ет милого нам, сибирякам, мифа о Сибири как о некоей заповедной и нетронутой из­ держками цивилизации области. Тем силь­ нее и охотнее веришь во все, что там проис­ ходит. Почему же определение «друг-читатель» применительно к произведениям Гария Нем­ ченко нужно читать просто — друг? Види­ мо, потому, что для героев его рассказов сам автор, во-первых — Д р у г, с которым они строили Запсиб, возводили корпуса, на Ан­ тоновской площадке, а потом уже — изве­ стный прозаик Г. Немченко. И герои, о ко­ торых пишет Немченко, прежде всего его друзья, а потом уж — в идеале — читате­ ли. Жизненная, биографическая общность со своими героями во многом определяет и идейно-нравственную позицию автора, и сам откровенный тон его рассказов, яв-і ляющийся особенностью его художествен­ ного облика. Но, как говорится, недостатки — это про­ должение наших достоинств. Все же порою . хочется, чтобы некоторые места, абзацы, фразы в рассказах Гария Немченко были в большей мере написаны, чем произнесены, сказаны. Хочется большей их устойчивости в слове. Осталось сказать несколько слов о пафо­ се нового сборника Гария Немченко. Оц состоит в жажде объединения людей вокруг идеалов правды, добра, красоты. А осна­ щенность рассказов доскональными жизнен­ ными деталями, точными психологическими рисунками, острыми, а порой и юмористи­ ческими ситуациями — все это делает их прозой интересной, настоящей, убеждает в том, что Гарий Немченксг, как человек и как писатель, с полным на то основанием мо­ жет считать себя «прописанным- по ведом­ ству человеческой души». ' Александр ПЛИТЧЕНКО»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2