Сибирские огни, 1985, № 1
она в полной мере сказалась в его ройанах и повестях, стала и материальной основой рассказов. Но если принято считать, что рассказ — это прежде всего характер, то главный и объединяющий все рассказы но вой книги Немченко характер — это сам автор, а произведения книги — суть внут ренние, глубоко личностные, лирические монологи. Лирическая проза? Нет, эта проза мало чем напоминает нам достаточно исчерпав шую себя в пейзажах и рефлексиях проза ическую лирику.. Здесь в первую голову сказывается фактическая, событийная, сю жетная оснастка рассказов. Она веществен на настолько, насколько это и приличеству ет не чистой лирике, а добротной прозе. И, конечно же, писатель Не озадачен толь ко самовыражением, дотошным выписыва нием и анализом своих чувств со всеми их оттенками. Он пишет реальную жизнь. А лирический тон рассказов, характер, кото рый их объединяет, рождается более из то го, ЧТО автор избирает предметом своих рассказов и КАК он это избранное пережи вает и рассказывает. Говоря невеселые слова о некоторых сто ронах жизни своей малой родины — кубан ской станицы в рассказе «Соки земли», ав тор вдруг делает паузу, как-то пытается урезонить себя тем, что он-де теперь «про писан совсем по другому ведомству... по черной металлургии, в частности». Да, три романа Гария Немченко и несколько пове стей, посвященных знаменитому Запсибу, действительно позволяют автору считать себя прописанным «по ведомству черной металлургии». Но если войти в мир писате ля глубже, то вне всяких сомнений уви дится главная из тенденций его творчества, выявится главное стремление — познать ду шу человеческую. Особенность рассказов Немченко в их многоплановости. Вот «Хоккей в сибир ском городе» .— здесь вполне, можно вы делить несколько планов: и спортивный, и нравственный, и чисто социологический... В плане тематическом, так сказать, спор тивном — автор доказывает свое знание хоккея, всех его тонкостей и «нравов». Он выступает и настоящим певцом хоккея. Но это не всё. Полушутя, полусерьезно Немченко говорит о том, что победы про винциального «Сталеплавильщика» весьма благотворно сказывались на всей жизни города: «...в те дни, когда наши побежда ли, в Сталегорске начисто прекращалось хулиганство. Да что об этом — стыдно, право, и помнить! Лучше о другом — день-два, а то, глядишь, и неделю На шах тах давали такую выработку, что ахнешь, и сталь на кЬМ'бинате шла исаслючительно первым сортом, и даже лесорубы в окре стной тайге — вон докатывалось куда! — творили чудеса да и только...» Вообще, фактическая оснастка этого рас сказа такова, что он может'восприниматься как «проблемная проза», налицо в нем за ряд публицистики. Проблема поставлена достаточно остро: в провинции стараниями тренеров выискиваются и воспитываются классные игроки, которых потом всяческими ухищрениями переманивают к себе столич ные клубы, и, кстати говоря, эти игроки не всегда и сопротивляются... Но то, что написал Гарий Немченко, ши ре данной проблемы, автор выше местного патриотизма -и говорит не только о спор те. Он говорит о природных свойствах про винции, о провинции — родине российских талантов, и о Мрскве — столице российских талантов. Писатель выходит на очень точ ные и естественные обобщения, рисуя един ство людей в Понятии Родина, Москва. «Ведь если мы у тебя, Москва, не будем выигрывать, кого ты от нас потом возь мешь, что ты от нас получишь, у кого по том выиграешь сама?» Вместе с тем рассказ «Хоккей в сибир ском городе» читается и традиционно, как «рассказ-характер». Здесь есть герой — звезда сталегорского хоккея Виктор Дани лов, есть жизненная ситуация, в которую он попадает и из которой с честью выходит, ‘ являя нам определенные грани, я бы сказал, сибирского характера. Рассказ «Хочешь, дам сюжет?..» тоже ин тересен своею многоплановостью и жизнен ной насыщенностью. Здесь уже рисуется не столько характер сибирского города, сколько ясно выводятся некоторые из его характерных нравствен ных черт. Причем автор не идеализирует ни города, ни его жителей, не поддержива ет милого нам, сибирякам, мифа о Сибири как о некоей заповедной и нетронутой из держками цивилизации области. Тем силь нее и охотнее веришь во все, что там проис ходит. Почему же определение «друг-читатель» применительно к произведениям Гария Нем ченко нужно читать просто — друг? Види мо, потому, что для героев его рассказов сам автор, во-первых — Д р у г, с которым они строили Запсиб, возводили корпуса, на Ан тоновской площадке, а потом уже — изве стный прозаик Г. Немченко. И герои, о ко торых пишет Немченко, прежде всего его друзья, а потом уж — в идеале — читате ли. Жизненная, биографическая общность со своими героями во многом определяет и идейно-нравственную позицию автора, и сам откровенный тон его рассказов, яв-і ляющийся особенностью его художествен ного облика. Но, как говорится, недостатки — это про должение наших достоинств. Все же порою . хочется, чтобы некоторые места, абзацы, фразы в рассказах Гария Немченко были в большей мере написаны, чем произнесены, сказаны. Хочется большей их устойчивости в слове. Осталось сказать несколько слов о пафо се нового сборника Гария Немченко. Оц состоит в жажде объединения людей вокруг идеалов правды, добра, красоты. А осна щенность рассказов доскональными жизнен ными деталями, точными психологическими рисунками, острыми, а порой и юмористи ческими ситуациями — все это делает их прозой интересной, настоящей, убеждает в том, что Гарий Немченксг, как человек и как писатель, с полным на то основанием мо жет считать себя «прописанным- по ведом ству человеческой души». ' Александр ПЛИТЧЕНКО»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2