Сибирские огни, 1985, № 1
Р ечка бедн ая, течеш ь куда? В ьется берег траурной кайм ою . У гольны е ивы и вода. О б л ака, к а к тучи, н ад тобою . О нем ела в душ ной тиш ине. ‘ скры лась в речке м асляной н зы бкой. С черною А ленуш кой на дне, С золотой отравленною ры бкой. Гов'оря О стихах молодого поэта, надо сказать и об его умении работать со словом. Сразу оговор.юсь: сбои есть тоже. Иногда это прямолинейность {«Мастер»), иногда Надуманность: П иры холостяк до синевы. Д о синевы ' небес в окне и кож и .под глазам и ... Но это частности. Куда больше в книге примеров удачной работы с поэтическим словом. В уже упоминавшемся стихотворении «Речка Омка» сказано, что Омск, основан ный славными сподвижниками Петра, му- ■ жики опоясали «нерушимой границею паш ни». Разве мог написать такое человек, плохо чувствующий родную историю и род ную речь?.. Да, именно пашня всегда была нерушимей самых высоких и толстых кре постных стен; есть она — будет и все остальное. Или еще: лирический герой стихотворения «Когда тоска иль быт...» приходит на вох- зал, разговаривает со случайными людьми, и у него: И свято, незам етно так, ду ш а в своем углу вдруг р азо ж м ется, как ку л ак у спящ их на полу. 4 Остается только сожалеть, что подобного рода точные, зримые детали не всегда пере растают у Г. Морозова в законченный ху дожественный образ, не всегда «работают» на главную идею стиха. В книге В. Иванова самым впечатляю щим мне показался подробно выписанный образ побежденного нами «хмурого горо да», который «свинцом и огнем сам раскро ен на две половины». Образ этого мрачного, нелюдимого и виноватого перед врем миром города встает со страниц поэмы «Чужие в доме». Несмотря на то, что поэма заверша ет книгу, разговор о сборнике В. Иванова хочется начать именно с нее. Поэма — жанр трудный, особеннО для молодого автора. Трудность, на мой взгляд, заключается не столько в техническом уме нии автора, и даже не столько в степени его талантливости, сколько в широте, глу бине его взгляда на тот кусок сложного жизненного материала, который становится темой, предметом поэтической работы. Есть ли это, главное, в поэме В. Ивано- . ва? Есть, безусловно. Образ чужого, повер женного города, а за его спиной — чужой, поверженной стр аны об ри со в ан не одно значно, не плоскостно. Он объемен, осмыс лен современным человеком, понимающим, что есть немцы (такие, например, как фрау Зальц, которая дарит промокшему под дож дем русскому мальчишке костюмчик свое го Карла, погибшего на К.урской дуге), а есть фашисты. Воспоминание о побежденном городе (они связаны с тем, что отец автора был офицером, служил в Германии) — не един ственный тематический пласт поэмы «Чужие в доме». Несмотря на некоторую фрагмен тарность, поэма интересна еще и темой «кочевого», дорожного детства ребенка, ро дившегося в семье военного, интересна и своим постоянным репродуцированием в да лекое и близкое историческое прошлое' на шей страны. Хотя бы коротко ну-жно сказать и о сти хах, вошедших в книжку В. Иванова^ Не все они равнозначны, но многие трогают сердце. Несколько банален после Я. Смелякова и Н. Рубцова «Воробей», несколько Похоже на зарифмованную проходную шутку «Сел с подружкой у скирды...», порой не хватает подлинной глубины чувства в некоторых стихах любовной лирики (например, «Лю бимая, люби мою собаку...»). Но рядом мы видим строки, позволяющие сказать, что из автора вырабатывается серьезный поэт. Вчігтайтесь в стихи — «Говорят, что есть магаитофон...», «Шесть бед со миой про изошло...», «В автобусе», «Свадьба», «Сколь ко раз меня ты обижала...» — и вы убеди тесь: книга учит по-новому смотреть на привычные вещи. А обыкновенное человече ское тепло — разве оно такой уж доступ ный ширпотреб в нашем железобетонном , и ультрастальном веке?.. О тстрани т возница рубль м яты й — “ Н е трою ,— П.ошутит простовато. С каж ете; — Спасибо! Н е забудем . — Д а об чем печаль, Свои ж е лю ди. «Доброе начало» — так Николай Старши- нов озаглавил овое копоткое предисловие, предваряющее сборник В. Иванова. Дума ется, что добрым началом является не /только «Журавлиный путь», но и «В дороге ' и дома». Только не надо забывать, что вторая,сту пенька на нелегком литературном пути бу дет особенно трудной. А. ЛЕЙФЕР. Гарий Немченко. Хоккей в сибирском го роде. Рассказы. М., «Правда», 1983. . И от прежних рассказов Гария Немченко было ощущение, что они не просто напи саны. Они не столько написаны, сколько рассказаны и записаны. Действительно, кажется, автор и не ста вит перед собой цель чисто изобразитель ную,' достижение которой естественно отст раняет писателя от материала, рождает дистанцию между художником и действи тельностью, Напротив, такое чувство, что Гарий Немченко всячески стремится сокра тить расстояние между жизнью и его сло вом, создавая рассказы из интересного сплава документалистики и лирики. Приверженность писателя к факту хоро шо известна и не раз отмечалась критикой,'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2