Сибирские огни, 1985, № 1

Р ечка бедн ая, течеш ь куда? В ьется берег траурной кайм ою . У гольны е ивы и вода. О б л ака, к а к тучи, н ад тобою . О нем ела в душ ной тиш ине. ‘ скры лась в речке м асляной н зы бкой. С черною А ленуш кой на дне, С золотой отравленною ры бкой. Гов'оря О стихах молодого поэта, надо сказать и об его умении работать со словом. Сразу оговор.юсь: сбои есть тоже. Иногда это прямолинейность {«Мастер»), иногда Надуманность: П иры холостяк до синевы. Д о синевы ' небес в окне и кож и .под глазам и ... Но это частности. Куда больше в книге примеров удачной работы с поэтическим словом. В уже упоминавшемся стихотворении «Речка Омка» сказано, что Омск, основан­ ный славными сподвижниками Петра, му- ■ жики опоясали «нерушимой границею паш­ ни». Разве мог написать такое человек, плохо чувствующий родную историю и род­ ную речь?.. Да, именно пашня всегда была нерушимей самых высоких и толстых кре­ постных стен; есть она — будет и все остальное. Или еще: лирический герой стихотворения «Когда тоска иль быт...» приходит на вох- зал, разговаривает со случайными людьми, и у него: И свято, незам етно так, ду ш а в своем углу вдруг р азо ж м ется, как ку л ак у спящ их на полу. 4 Остается только сожалеть, что подобного рода точные, зримые детали не всегда пере­ растают у Г. Морозова в законченный ху­ дожественный образ, не всегда «работают» на главную идею стиха. В книге В. Иванова самым впечатляю­ щим мне показался подробно выписанный образ побежденного нами «хмурого горо­ да», который «свинцом и огнем сам раскро­ ен на две половины». Образ этого мрачного, нелюдимого и виноватого перед врем миром города встает со страниц поэмы «Чужие в доме». Несмотря на то, что поэма заверша­ ет книгу, разговор о сборнике В. Иванова хочется начать именно с нее. Поэма — жанр трудный, особеннО для молодого автора. Трудность, на мой взгляд, заключается не столько в техническом уме­ нии автора, и даже не столько в степени его талантливости, сколько в широте, глу­ бине его взгляда на тот кусок сложного жизненного материала, который становится темой, предметом поэтической работы. Есть ли это, главное, в поэме В. Ивано- . ва? Есть, безусловно. Образ чужого, повер­ женного города, а за его спиной — чужой, поверженной стр аны об ри со в ан не одно­ значно, не плоскостно. Он объемен, осмыс­ лен современным человеком, понимающим, что есть немцы (такие, например, как фрау Зальц, которая дарит промокшему под дож­ дем русскому мальчишке костюмчик свое­ го Карла, погибшего на К.урской дуге), а есть фашисты. Воспоминание о побежденном городе (они связаны с тем, что отец автора был офицером, служил в Германии) — не един­ ственный тематический пласт поэмы «Чужие в доме». Несмотря на некоторую фрагмен­ тарность, поэма интересна еще и темой «кочевого», дорожного детства ребенка, ро­ дившегося в семье военного, интересна и своим постоянным репродуцированием в да­ лекое и близкое историческое прошлое' на­ шей страны. Хотя бы коротко ну-жно сказать и о сти­ хах, вошедших в книжку В. Иванова^ Не все они равнозначны, но многие трогают сердце. Несколько банален после Я. Смелякова и Н. Рубцова «Воробей», несколько Похоже на зарифмованную проходную шутку «Сел с подружкой у скирды...», порой не хватает подлинной глубины чувства в некоторых стихах любовной лирики (например, «Лю­ бимая, люби мою собаку...»). Но рядом мы видим строки, позволяющие сказать, что из автора вырабатывается серьезный поэт. Вчігтайтесь в стихи — «Говорят, что есть магаитофон...», «Шесть бед со миой про­ изошло...», «В автобусе», «Свадьба», «Сколь­ ко раз меня ты обижала...» — и вы убеди­ тесь: книга учит по-новому смотреть на привычные вещи. А обыкновенное человече­ ское тепло — разве оно такой уж доступ­ ный ширпотреб в нашем железобетонном , и ультрастальном веке?.. О тстрани т возница рубль м яты й — “ Н е трою ,— П.ошутит простовато. С каж ете; — Спасибо! Н е забудем . — Д а об чем печаль, Свои ж е лю ди. «Доброе начало» — так Николай Старши- нов озаглавил овое копоткое предисловие, предваряющее сборник В. Иванова. Дума­ ется, что добрым началом является не /только «Журавлиный путь», но и «В дороге ' и дома». Только не надо забывать, что вторая,сту­ пенька на нелегком литературном пути бу­ дет особенно трудной. А. ЛЕЙФЕР. Гарий Немченко. Хоккей в сибирском го­ роде. Рассказы. М., «Правда», 1983. . И от прежних рассказов Гария Немченко было ощущение, что они не просто напи­ саны. Они не столько написаны, сколько рассказаны и записаны. Действительно, кажется, автор и не ста­ вит перед собой цель чисто изобразитель­ ную,' достижение которой естественно отст­ раняет писателя от материала, рождает дистанцию между художником и действи­ тельностью, Напротив, такое чувство, что Гарий Немченко всячески стремится сокра­ тить расстояние между жизнью и его сло­ вом, создавая рассказы из интересного сплава документалистики и лирики. Приверженность писателя к факту хоро­ шо известна и не раз отмечалась критикой,'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2