Сибирские огни, 1985, № 1
героическом, не только непрестанное испы тание самого себя на прочность, на излом, не только его профессиональная работЬа ли тератора, это вся та жизмь, которая мил лионы лет существовала до его появления на свет и продолжает длиться, множиться, видоизменяться и сейчас. С крохотного ост ровка буровой он ступает на пружинистый мох тундры и вдруг понимает; «Это другая, дочеловеческая, внечеловеческая жизнь. От делить себя от нее легко, но как понять се бя в этой жизни, если она существует не зависимо от того, отделяем ли мы себя от нее или не отделяем?» Язык повести точен, ёмок, без какого бы то ни было налета выспренности и аффекта ции. Этот язык выражает уважительное, без сюсюканья, отнощение к человеку, не примиримость ко всякого рода лжи и фаль ши, к административному ражу и безду- мию, из-за которых на плечи людей ложат ся дополнительные, подчас очень тяжелые, нр отнюдь необязательные испытания. Калещук постоянно сопоставляет, связы вает воедино времена, н не только день се годняшний с днем вчерашним, что давно уже стало обыденным сопоставлением, но день сегодняшний с минувшими веками и даже доисторическими эпохами, он связыва ет Восток с Западом, Север с Югом, связы вает ^предметы повседневного обихода с та^ инственными явлениями природы, людей именитых, прославленных, с людьми безве стными, честно выполнявшими свой долг. «Бурение — всегда тайна или таинство. Оно не обещает открытий, но не отпускает даже на миг — жди... Калязин тоскует о / звании бурильщика, далеком, как мезозой, ' и о мезозое, близком, как тормоз лебедки. Петро мечтает о необузданной черной реке, блуждающей в загадочных глубинах. Гриша испытывает сострадание, прикасаясь к дро жащему металлу квадрата, я хочу, я пыта юсь понять, что связывает и что разъединя ет людей, занятых общим делом, когда азарт трудной задачи пробуждает неутоми мую жажду познания. Каждый сантиметр в глубь земли — это движение не. через пространство, а сквозь спрессованное вре мя. Турбобур едва шелохнулся, наткнув шись на неожиданное препятствие, но это не камень попал под шарошки, а пищаль казачьего сотника Ивана Ускова, это не ба зальт, а окаменевший пепел погасших ко стров, это не алевролиты сжали буровой ин струмент, а непроходимые чащи миоцено вых лесов и затаенное дыхание умолкнув шего времени...» В один тугой узел связывает Калещук не только разные времена, но научные фор мулы и определения с бьющей вокруг жиз нью, а эту жизнь с той жизнью, о которой можно прочитать лишь в учебниках, уче ных трактатах да популярных брошюрах. Что такое нефть? Действительно, что? Комбинация углеводородов, содержащая кислородные, сернистые и азотные соедине ния? А может быть, это энергия ядерных реакций солнца, расчетливо припрятанная землею?.. Но это еще и «тепло зверей и ра стений, живших миллионы лет назад... Са молет от заправщика выруливает на старт и набычивается, дрожа от нетерпения и восторга, от предвкушения полета и созна ния своей мощи,— нет, это птеродактиль расправляет неуклюжие крылья. Вездеход, урча в сизом облаке выхлопов, выбирается из трясины — нет, это стегоце фал, исчезнувший в триасе, вновь надувает шершавые бока... Дождь стучит по крыше уютного домика над рекой — это не рубероид, а магнолии палео.ц€иа защищают вас от стихии своими листьями, а ваши усталые, растрескавшие ся от работы руки пахнут не вазелином, а лепестками цветков, облетевших в юрский период». Позволю привести еще несколько приме ров, которые отражают манеру письма Ка- лещука. «Солнце исчезло, только там, где оно бы ло минуту назад, разливается по серой бу маге малиновая акварель и, впитываясь, застывает, тускнеет, теряет, переменчивый блеск движения». Или: «Море затянуло бродячими льдами, и среди них, как утюг на рваной простыне, деловито топчется неуклюжий черный теп лоход с высокими черными бортами». Все дышит в повести такой правдиво стью, что читатель становится как бы не посредственным наблюдателем жизни, а это неизбежно заставляет вдумываться в про исходящее и оценивать это происходящее по высокому человеческому и общественно му счету. Ю. ГОРИН. г. Морозов. В дороге и дома. Стихи. Ом ское кн. изд-во, 1983. В. Иванов. Журавлиный луть. Стихи и поэмы. Омское кн. изд-во, 1983. Два молодых омских поэта почти одно временно выпустили свои первые книжки. Уже в самих названиях их книг есть нечто роднящее. В одном — слово «дорога», в другом — «путь» — понятия в общем-то од нозначные. И это не случайные совпадения. Молодых поэтов сближает именно стремле ние к дороге, к движению. И дело тут не просто в физическом, «географическом» передвижении по нашей стране (хотя у обо их за плечами многие тысячи наезженных и налетанных километров). Суть этого стремления — быть все время в пути духов ном, нравственном, воспринимать нашу сегодняшнюю жизнь как продолжение той великой исторической дороги, которая была начата в древние времена Александра Нев- ' ского, продолжена деяниями Петра, под вижниками Октября, солдатами Курска и Сталинграда, героями целины и кос.моса. Пафос гордости за свою страну — вот главное, что роднит эти небольшие книги. - Сборник Геннадия Морозова открывается стихотворением «Речка Омка». Вообще сле дует сказать, что поэты охотно и довольно часто объясняются в любви рекам. Но в последнее время в эти признания вплетают ся и другие чувства, которые, впрочем, и должны всегда сопутствовать истинной любви: боль и тревога. Что ж, еще великий Гейне говорил, что если мир треснет, то трещина пройдет по сердцу поэта, и не слу чайно Г. Морозов, отдав дань славной реч ке Омке за то, что она «подняла городок, сберегла, все тревоги с собой уносила», в другом стихе Пишет:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2