Сибирские огни, 1985, № 1
тому, что у Игоря мать обладает могучи ми связями, которые защищают его плот ной кольчугой».. «Блат», связи, протекция, круговая порука... Явления эти, у»ы, реаль ность, и критик совершенно справедливо объясняет их «дефицитом общественного сознания», «идеологической глухотой», ос лаблением идейной убежденности. Болезнь весьма распространенная, и даже в автор ской позиции самого В. Ляйатова, не зна ющего, как ему отнестись к своему герою, критик находит ее симптомы. И в го же время автор считает нужным адресовать свои обвинения не обществу, не нам с ва ми, а все тому же безликому, растльгача- іому «современному мещанствіу». Здесь оба критика, как бы страхуясь, соскальзы вают на привычные, накатанные рельсы, боятся оторваться от «печки». Серьезной проблемой для Е. Цейтли'На я А. Гор'шенИ'на — как, впрочем, и для всей социологической критики — является соотношение социального и эстетического анализа. По этому поводу Е. Цейтлин пи шет в статье о Н. Н. Яновском: «...Социо логический анализ не мешает эстетическо му; гражданские обобщения писателя кри тик постигает через характеры, коллизии, образы. И напротив, ...главная идея кни ги определяет ее художественность, поэ тику». Прсжозгласить этот принцип легко, го раздо труднее осуществить его на деле. Тот же Е. Цейтлин, как мы видели, счел возможным в статье «Люди и вещи: спор продолжается» соединить в одном анали тическом ряду — фактически на равных — ряд йроизведений, глубоко различных по своему художественному уровню. То же нередко позволяет себе и А. .Горшенин: на пример. в статье «Будни подвига» в одной публицистической плоскости совмещены «Усвятские шлемоносиы» Носова, «Живи и помни» Распутина, «Голгофа» А.> Лихано- ва, «Солдат и мальчик» А. Приставкина. Такое сближение опаонр, ибо оно игнори рует художественность — не как формаль ную (поэтика), но именно как содержа тельную категорию. Именно в смысле соци ального содержания художественное про изведение резко отличается от малохудо жественного, ибо последнее содержит в се бе иллюстрацию готового тезиса, «пример», в то время как художественная вещь в Своей сложной целостности несет в себе новую мысль, открытие, которое критик должен в своем анализе вновь совершить вслед за писателем. И Е. Цейтлин, и А. Горшенин владекут искусством художественного анализа, Е. Цейтлин доказал это, в частности, раз бором таких вещей, как «Дождь в чужом городе» Д. Гранина, «Дурь» П. Нилина, «Браконьеры» А. Якубовского. А. Горшенин высказал ряд интересных соображений о произведениях В. Липатова. И все же эпицентром их работ является некий пуб лицистический тезис, в рамках которого литературные образы разного уровня, в сущности, приравниваются к н^зненным фактам. Недаром обоим критикам пока не удалось сказать ничего существенного о произведениях таких действительно боль ших художников, как Ю. Трифонов, В. Распутин, А. Вампилов; их имена по тревожены авторами книг всуе. Новая поросль сибирских критиков при влекает культурой слова и мысли, одушев- леніностью, серьезным отношением к своим задачам в литературном процессе. И луч шей фор'М'ОЙ поддержки для них будут не ласковые предисловия к их книгам, не об мен взаимными комплиментами, но строгий, взыскательный и деловой разбор их рабо ты — надежный противовес провинциаль ному комнанейству, столь, же г>'бительно- му в критике, как и в любой другой обла сти литературного творчества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2