Сибирские огни, 1985, № 1
Критика, однако, не научное исследова ние; это в немалой степени литературный жанр, основанный на живом контакте лич ности критика с поэзией. В статье В. Дуб ровской есть и мысль, и анализ, но чувству ется, что главным пафосом ее работы, вы зывающим неподдельное одушевление, является прежде всего взыскательность к по этическому слову. Раэбор слабых сти- .х'ов — самые яркие фрагменты ее статьи. В качестве примера можно привести ее комментарий к действительно неудачному четверостишию Н. Черкасова; «Еще скажу, что я отчая'Н и выстою в любой беде. Вот только малость омрачает пятно мазута на воде». По этому поводу В. Дубровская замечает; «Здесь меня оставляет вера, что «отчаян», что «выстоит», потому что поэт сделался похожим на человека, который задумал кого-то покритиковать, взошел на трибуну и вдруг сник... и выдал это пере кошенное «малость омрачает» в совершен но невозможном синтаксическом оформле нии. ...Столь обычная в нашей поэзии се рость — от вялости чувства, от небреже ния к языку». Безжалостно, хлестко разобран в статье «венок сонетов» Г. Панова, посвященный памяти В. Шукшина: не прощает критик поэту поверхностности, банальности мысли и язьжа. В этом смысле автор верен заве там Белинского, эпиграф из которого от крывает статью. В то Же время в своей положительной программе В. Дубровская заметно менее одушевленна; и в самом выборе, и в ана лизе стихов,_на которые она стремится опереться, чувствуется холодок, рассудоч ность. Так, стихотворение В. Казакова «В гостях у матери» художественно заурядно, и нажим на него сделан только из-за пуб лицистического содержания (новая дерев ня); не столь бесспорная удача и стихот ворения В. Башунова «21 июня 1975 го да — 22 июня 1975 года», и .разбор этих стихов делается явно для того, -чтобы за вершить построение концепции. Драться В. Дубровская умеет, но нужно хорошо представлять, во имя чего бьешь; и если, скажем, столько сил и энергии отдано кри тике Г. Панова, то следовало бы показать, что поэт все-тзки стЛгг внимания. Хочется также посоветовать молодому критику по реже щеголять выражениями хина «ланд шафт ’поэзии Алтая», «супертема», .«с по мощью раритетной формы»... Статья Павла Забелина «Стихи; рож- 'даются или делаются?» — это обзор алтай ской поэзии за последние годы. Здесь мы имеем дело с традиционныім и одним из самых трудных кр.итических ' жанров, не справедливо отодвигаемым на второй план по сравнению с проблемной статьей. А ведь в этом жанре написаны лучшие статьи Белинского! П. Забелин стремится не формально осветить какую-то сумму явлений, но заинтересовать читателя как материалом, так и движением своей мысли, в этом плане обзор сделан профессиональ но. Автор хорошо владеет слогом, компо зицией; он сразу же вводит свой материал в круг общесоюзных споров о «тихой» и эст радной поэзии, объединяя множество раз нообразных фактов вокруг достаточно ак туальной мысли о вреде искусственности, деланности в стихе. «Поэзия есть поэзия. Она должна очаровывать. Она стремится к совершенству. Она против привязывания актуальной темы к размеру». Критик обла дает хорошим вкусом, выбирает для цити рования яркие стихи и строфы; при сжато сти своей его ' комментарии достаточно точны и убедительны. Обилие названий и имен не утомляет, и обзор читается с ия- ■тересом". Жаль только, что иногда кр.итик теряет чувство меры, увлекаясь различного рода стилистическими, красотами: «честный во ин», «океан вселенский», «разве сие назо вешь вялостью чувств?», «да благославит нас воля поэта для скромного обозрения местной поэзии в силу отпущенных нам сил и возможностей!», «Авторы алтайские, каждый на свой лад определенный» и т. д. Или еще: «Наш маленький пафос продикто ван велением времени»... Что это за «ма ленький пафос»? Пафос не может быть ма леньким или большим, он может быть ис тинным пли ложным. Статья Г. Карпова «Сила воплоще ния» — литературный портрет поэта Вла димира Башунова — привлекает серьез ным, раздумчивым тоном, искренним инте ресом к творчеству поэта, которое он ис следует. Пожалуй, именно здесь ощущаешь совершенно необходимую для критика лю бовь к современной поэзии; она особенно чувствуется в разборе натурфилософской поэзии В. Башунова, которую автор связы вает с поэзией Н. Заболоцкого, с раздумь ями Циолковского, Вернадского. «Следить за движением поэтической мысли,— пишет критик,— нащупывающей истину, прибли жающейся к ней странными, непостижимы ми путями,— интереснейшее занятие». Это ДОВОЛЬНО' точное определение его метода в разборе лирических стихов В. Башунова; внедряясь между стихами и стихотворны ми фрагментами, критический комментарий сплавляется с ними по мысли и духу, обра зуя живую плеть серьезной литературно критической статьи. Так разобрано, на пример, сти.хотворение В. Башунова «В травах» — о странном и неожиданном сострадании, которое излучает природа в ее отношение к человеку. Здесь чувству ешь ответный творческий процесс, который пробуждает серьезная поэзия в душе кри тика. К сожалению, такой процесс не воз ник в другой статье того же автора, по священной творчеству интересного алтай ского поэта Л. Мерзликина. Сопоставляя все вышеназванные статьи, чувствуешь заметную стесненность в мате риале: критики пересекаются, в чем-то да же повторяют друг друга, топчутся вокруг одних и тех же поэтических имен. Это в пе()вой книге, а что же дальше? Воз.можности авторов, работы которых • опубликованы в книге, уже сейчас заметно шире местной тематики и, на мой взгляд, могли бы развернуться более пол-но. Никто не осмелится спорить с тем, что не сущест вует никакой «алтайской», «иркутской», «кемеровской» литературы, а есть писате ли и критики^ обитающие в Барнауле, Ир кутске,', Кемерове — и в то же время, есте ственно, живущие жизнью всей страны. Между тем, местные издательства упорно хотят выпускагі. сборники статей, полно стью посвященные местному материалу: скажем, в Иркутске — только об иркутских
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2