Сибирские огни, 1985, № 1
его до конца сохранившийся интерес к их творчеству. «Долго еще после приезда Лу- нача'рского в Сибирь,— пишет критик,— оставался в памяти встречавшихся с ним людей его страстный темперамент оратора, искрящийся юмор и покоряющая ясность мысли. Многочисленные статьи и выступ ления Луначарского по вопросам литерату ры и искусства будили мысль, заставляли искать новые формы и возможности рабо ты на фронте культуры и искусства. Высо кая оценка, данная Луначарским «Сибир ским огням» и его литературному активу, укрепляла веру в силы и возможности си бирских писателей,- объединивщ.ихся вскоре в Сибирский союз писателей». Одушевлен ность этих страниц вызвана отнюдь не/ са модовольством провинциала, которому им понирует посещение его родины столичной знаменитостью: критик чувствует прямую связь между яркой талантливостью совет ского руководителя и бьющей ключом ли- тераттоной жизнью в послереволюцион ной Сибири; все это — явления одного ряда, входящие в единую культурную волну. Ярко, впечатляюще написаны страницы, посвященные участию в литературной жиз ни Омска поэта Павла Васильева. В сущ ности, Э. Шиком написана целостная исто рия литегратурвой жизни родного города, связанная со всей историей страны. И убе дителен он прежде всего там, где ощущает эту связь живо, искренне, «неформально». Назову в связи с этим еще статью «Жизнь для людей», о поэте-солдате Геор гии Суворове. Вот как характеризует автор его поэзию: «...В стихи молодого поэта пришли «прямые и жесткие слова» (А. Сур ков) о военных буднях, когда нет времени «поднять усталых глаз», когда мечтается о том, «чтобы за две весны боев хоть раз всласть насладиться всем до слез люби мым», когда жизнь, полная утрат и непред виденных тревог, делает людей молчаливы ми и суровыми, а порою и ожесточает их...» Тут/ явственно чувствуется время, которое «гудит телеграфной струной» в поэзии. Крупной заслугой критика является статья «Можно ли о серьезном писать весело?»— первая большая работа, посвященная ма стеру современной сатиры Николаю Само- хину. Серьезные проблемы поставлены и в ста тьях; посвященных старейшим советским писателям — В. Зазубрину, И. Гольдбергу, Ф. Березовскому. Все трое — интересные, яркие личности, самобытные художники, вобравшие в себя эпоху неповторимую, не обычайно важную, волнующую... К сожале нию, в раговоре о них Э. Шику недостает как раз той одухотворенности, которая от личает другие вошедшие в книгу статьи. Например, роман Зазубрина «Два мира» сопосгашляется им со всей советской прозой 20-х годов — с произведениями Вс. Ивано ва, Дм. Фурманова, Л. Сейфуллиной, С. Буданцева, -кг е. дана попытка синтети чески охарактеризовать литературу первых лет революции глазами современника. Но здесь в общем справедливые, верные мысли критика звучат как-то малоинтересно, не выразительно. Избран какой-то ' безд-уш- ный стиль: «работал писатель над создани ем отдельных образов партизан», «Зазуб рин достоверно показал основные черты комімуниста-рувоводителя», «уже в первых гла,вах с предельной лаконичностью даются портреты нескольких карателей»... Слава богу, мы уже начинаем отвыкать от такого стиля, и не стоило воскрешать его. Не слу чайно в статье о Зазубрине, как инородное тело звучат приведенные автором слова критика 20-х годов Ф. Тихменева о рома не «Два мира»: «Каждую главу романа , автор темпераментно обливает кровью сво его взволнованного настроения. "...Он ча сто «кричит» или ва протяжении целых глав «рубит»... Рубит скупо, с жестким утверждением неизбежности страданий с закушенной губой; с проглоченным проте стом «гуманной человечности»: «Тах долж но быть!» Вот это дух двадцатых годов, их пафос, их внутренний драматизм. Им'еет ли право сибирский критик допу скать снижение критериев? Вправе ли он под прикрытием новиз.ны и значительности материала, находящегося в его распоря жении, «опускать планку» требовательно сти к научному и литературному уровню своего анализа? Разумеется, нет: это про тиворечит его главному призванию: он ведь должен не просто «обнаружить» факты, но осветить их предельно ярко, чтобы пр'Ив- лечь к ним внимание общесоюзного читате ля, как делают, например, Н. Яновский, М. Сергеев, да и сам Э. Шик в .луздпих своих работах. А. Никульков справедливо говорит, что отсутствие или неразвитость критики способствует развитию литератур ного провинциализма; во, чтобы выполнить свою миссию, мы прежде всего должны преодолеть провинциализм в себе. Вот почему при всей отрадности самого факта, что наши ряды пополняются новы ми молодыми критиками, возникает жела ние с самого начала оценивать их работу с позиций высокой требовательности, чтобы помешать Им «расслабиться» с первых ша гов, снизить критерии в своей работе. В сборнике статей критиков Алтая «Ис токи и источники» (составитель — Викто рия Дубровская) выделяются работы, по священные поэзии, ^ о соответствует рас становке литературных сил в крае. Поэти ческая жизнь Алтая бьет ключом; поэтов, издавших не одну, но две-три и более книг, здесь не менее десяти; среди них есть не заурядные дарования, вполне достойные виимаикя всесоюзного читателя. И вполне закономерно, что у молодых критиков воз никло желание осмыслить работу алтай ских поэтов. Сразу скажу: на мой взгляд, статьи «Истоки и источники» В. Дубров ской, «Стихи; рождаются или делаются?» П. Забелина, «Сила воплощения» В. Кар пова по ов'Оему профессиональному уровню не уступают работам уже признанных моло дых критиков центра, пишущих о поэзии. Статья В. Дубровской «Истоки и источ ники» является проблемной (в сущности, единственной в сборнике). Уверенно и убе дительно группирует критик обширный по этический материал вокруг самых сущест венных кьпросов, волнующих современную литературу: деревня и отношение к ней, восприятие войны поэтами послевоенных поколений, наконец, проблема «литератур ных истоков», поэтических традиций. По каждой из Этих проблем автор высказыва ет ряд свежих, интересных положений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2