Сибирские огни, 1985, № 1
ко высока, что затраты очень быстро оку- паьотся. Но рубль есть рубль, и считать его надо и очень бережливо к нему относиться, особенно в период, когда наша экономика переходит, на рельсы интенсивного раз вития. Продолжим наши расчеты. Напомню, что в новый Уренгой приехали два средних специалиста. То, что буровику надо нахо диться на буровой, понятно. Таков харак тер его труда. Бесспорна и необходимость в специалисте по определению стоимости проходки буровых скважин. Но вызывает сомнение его «дислокация» в районе Край-' него Севера. Характер его труда, прямо скажем, сидячий. Рабочеее место — пись менный стол. Инструмент — авторучка и калькулятор. Прямой необходимости, ста вить этот стол прямо на буровой нет. То есть его работу можно выполнять в любом городе страны, например, в Тюмени. Однаж ды автор этих строк опросил администра тивный аппарат одного строительного уп равления на Крайнем Севере, и оказалось, что треть работников конторы ни разу не бывала на объектах, которые это управле ние строит, да и необходимости их пребы вания там нет никакой. Учитывая, что структур^ всех административно-управлен ческих аппаратов почти одинакова, можно сделать предположение, что треть их при нимает лишь косвенное участие в произ водстве, и прямой необходимости в их пребывании на Крайнем Севере нет. Будем считать дальше Сложная струк тура управления производством привела к таким пропорциям,-когда на восемь работ ников, занятых в нем непосредственно, приходится один работник сферы управле ния, что составляет двенадцать с полови ной процентов. То есть на каждую тысячу производственников приходится сто двад цать пять работников управленческого персонала, из которых сорок на Севере находятся, прямо скажем, з.ря . Это ни мно го ни мало около пяти миллионов рублей, необходимых на их обустройство. Так вот, товарищи, теперь опять вернем ся к нашему уравнению.. Представим яа минуту, что кто-то распорядился буровика отправить в Новый Уренгой, а экономиста оставить в Тю,мени, где стоимость обу стройства одного работника составляет семнадцать тысяч рублей, что при соблю дении всех ранее приведенных пропорций и выработке строителей в двенадцать ты сяч рублей в год дает нам общую сумму затрат на этого экономиста в сорок три ты сячи рублей. Итак, эти двое в Новом Уренгое обхо дятся государству в двести сорок тысяч рублей, а если одного из них оставить в городе Тюмени, то затраты на обоих будут равны ста шестидесяти трем тысячам. Так сколько же будет 2—2? Учитывая, что на севере Западно-Сибир ского нефтегазового комплекса работа^ет не одна сотня тысяч работников, а числен ность работников, лишь косвенно связан ных с производством, составляет не один десяток тысяч, эта разность, конечно же, будет огромна. Перевести экономику страны на путь интенсивного развития —не просто фраза, а лозунг, требующий неустанного поиска этих путей. Огромны запасы полезных ископаемых Севера и огромны усилия на. шего общества, чтобы поставить их на службу Родине. Партия и пра^вительст^ направляют на освоение ■нефтяных и газо, , вых месторождений огромные средства «отрывая» их от других важнейших объвц! тов, необходимых стране. Поэтому средск ва эти надо расходовать очень экономно Пусть же эти, проведеиные вместе с вацц' .незамысловатые расчеты помогут понята всем тем, кому положено это понимать что при формировании производственны^ предприятий и создании различных органц. заций на Севере, необходимо видеть во очию простую истину — там должны на, ходиться только те, в ком действительно нуждается производство. Общеприняты^ меры формирования оргаінизаіционных структур, и систем управления там просто неуместны, так как наносят прямой эконо- мичеокий ущерб обществу. Обратите внимание, сложился определен, ный стереотип мышления руководителя. ] его аппарате все должно быть под руками одни руководят направлениями дела, дру гие считают, третьи анализируют, четвер тые сведения собирают, пятые их обобща ют, а шестые — их просто хранят в опре деленном порядке. .Этот управленческий стереотип приобрел характер синдрома. Оц опасен по своей бюрократической сути, а на Севере он наносит прямой урон эконо- мике страны. На Севере нужны новые ме. тоды управления, методы, привязанные к новым экономическим условиям. , Возьмем, к примеру, вычислительны^ центры, машиносчетные станции, разлц.ч. ные лаборатории, проектные группы. Сколь, ко их развелось на Севере! Каждое «ува- жающее себя» крупное .предприятие имеет их в своем составе. Но почему каждое предприятие их дол. жно иметь? Разве нельзя, чтобы они обслу. живали группу однородных предприятий? Можно и нужно. Трудна и .многогранна работа Советов народных депутатов на Севере. Всю тя. жесть формирования социальной инфра- структуры в многочисленных новых городах и рабочих поселках они несут на своих пле. чах. Права им даны большие, и тем более непонятна та необъяснимая легкость, с ко торой они относятся к созданию целого ряда оргаяиза,ций и учреждений, не имею- щих прямого отношения к формированию социального облика населенного пункта. Кажется, кому как не Советам народных депутатов сказать свое категорическое «:нет» руководителю предприятия,, зара женному вышеупомянутым синдромом. Оче. видно, еще сильна «инерция невмешительст- ва» в дела хозяійствонных органов. I. ПОЧЕМ ФУНТ ЛИХА? В современном изложении это будет «по чем фунт трудностей?», а по-інаучному- «цѳны строительной продукции в Западно- Сибирском нефтегазовом комплексе», или «стоимость товарной строительной продук ции в сложных климатических, гидрогеоло гических и организационно-техн'ических условиях северных районов Западно-Си бирского- .нефтегазового комплекса».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2