Сибирские огни, 1985, № 1

во продукции, сокращать численность рабо­ тающих, экономить материальные ресурсы. Что они и деЛа^ют, укрепляя в то же время дисциплину, воспитывая сплоченность, то­ варищескую взаимопомощь в коллективе. ПоДтавРЖЛение тому — результаты иссле­ дования, проведенного психологом этого производственного обтлдияения в коллек­ тиве потока. Они свидетельствуют о возрос­ шем, взаимном доВ'врии, уверенности, что очень важно,— в правильности распреде­ ления оплаты согласно личному вкладу в продукт труда коллектива. Последняя ха­ рактеристика, на яащ взгляд,—•одна из наиболее существенных для оценки сущ­ ности и влияіния на психологию людей кол­ лективного подряда. При строго выверенном, научном подхо­ де возможно в рамках эксперимента найти и отработать условия распространения под­ рядного метода как в масштабах объедине­ ния, предприятия, организации, так и в конечном счете, — целой отрасли. Наше время насыщено экспериментами. Их суть — совершенствование существующего хо­ зяйственного механизма — задача, которую •настоятельно ставит партия. Все предыдущие попытки его улучшения проистекали в основном сверху — от от­ расли, предприятия. Отдельный работник вовлекался в новации формально, а ведь именно от его заинтересованности в общих результатах, в конечном счете, за.висит по- вы'шение эффективности общественного производства. Подрядный метод организа­ ции и стимулирования труда идет снизу — от индивидуального работника в бригаде, далее к участку, цеху, предприятию. Мы рассмотрели главным образом ме­ тодологию, теорию, подходы к новой фор­ ме организации и стимулироваиия труда. Но уже есть ■результаты, позволяющие сделать первые выводы' впоследствии, ес­ тественно, потребующие дополнения и кор­ ректировки. ПЕРВЫЕ ИТОГИ. НГОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ Не могу сказать оітределеняо,’ что дос­ тигнуто единогласие в вопросе, должен ли быть эксперимент «чистым»' либо может проходить с какими-то корректировками. Споры продолжаются. Ясно одно;* экспери­ ментом надо управлять. К примеру, когда вырабатывалось поло­ жение о его проведении в совхозах «Мор­ ской» и «Приобский», возник врцрос о рас­ хождении принципов. стимулирования рабочих и ИТР; первых поощряют до­ платами за продукцию, вторых — за при­ быль. Оказалось, что порой рабочие доплат не получают — нет урожая, а специалисты поощряются — продукция рентабельная, цены на нее достаточно высоки. Был пред­ ложен единый принцип доплат — за про­ дукцию, принятый и одобренный решением Госкомтруда СССР , и Секретариата ВЦСПС. Специалисты этих органов неоднократно приезжали в Новосибирск и вместе с участ­ никами эксперим.ента разработали различ­ ного рода методические положения — по подрядному цеху, по механизму формиро­ вания и распределения коллективного за- ■работка и другим сторонам деятельности подрядных коллективов. Тот же принцип совместного участия рас­ пространяется на представителей ми­ нистерств и ведомств, научно-исследова­ тельские учреждения и вузы города — кураторов предприятий, вступивших в эксперимент. Постановлением І^оокомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС научное обеспечение поручено Научно-исследова­ тельскому институту Труда и его Западно- Сибирскому филиалу. Институту экономики и организации промышленного производст­ ва Сибирского отделения АН СССР, Си­ бирскому НИИ экономики сельского хозяй­ ства Сибирского отделения ВАСХНИЛ. К ним присоединились также институты — инженер:но-строительный, инженеров же­ лезнодорожного транспорта, народного хозяйства,' электротехнический. Высшая партийная школа. Куратор — первый науч­ но-методический помощник руководства предприятия, подрядного коллектива. Его оружие — методические знания, экономи­ ческий расчет, социологический опрос, все­ сторонний анализ, предвидение, выбор вариантов совместно с подшефными. Неустанное внимание . уделяет экспери­ менту Новосибирский обком КПСС. В де­ кабре 1983 года совместно с облисполко­ мом, президиумом облсовпрофа, бюро об­ ластного комитета партии ■ приняло постановление, в котором в русле экспери­ мента определены конкретные цели и зада­ чи перед партийными, ооветокйми, проф­ союзными и хозяйственными органами. Координация деятельности предприятий и научно-исследовательских учреждений воз­ ложена на областной координационный совет^ по проблемам труда при совете об­ кома КПСС по научно-техническому прог­ рессу. Управление, контроль, внесение необходимых изменений в условия и поло­ жения по коллективному подряду, анализ квартальных, полугодовых и годовых ито­ гов, санкции к нарушителям каких-либо условий — вот задачи координационного совета. Как же, собственно, шло планирование, закладка «фундамента» эксперимента? Немало усилий, например, ’бЫло прило­ жено для того, чтобы совхоз «Морокой» получил напряженный,- «о обоснованный план..Нереальный план мог бы дискреди­ тировать эИсперимеят. Это касалось не только данного коллектива. Кроме того, надо было подготовить специалистов, чтобы они разобрались в но­ вых условиях, в новой форме организации и стимулирования труда. Более чем 80 из них был дан 72-часовой «учебный» курс. Администрация объединения «Обь» прове­ ла несколько рабочих собраний на швейно- пошивочном потоке, поясняя суть- экспери­ мента, убеждая в цел-есоообразности учас­ тия в нем. Последнее проходило уж нака­ нуне нового года. Подготовка принесла свои плоды. Швея с оорокалетним стажем — Екатерииа Францевна Кизяер рассказы­ вала в беседе, как хотелось ей до мель­ чайших подробностей выяснить все зара­ нее, до конца убедиться в полезности ново­ го подхода, при котором резко менялось многое, столь привычное... А самым убедительным аргументом-стали итоги первого полугодия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2