Сибирские огни, 1985, № 1

с 57,7 процента в 1982 году до 65,5 про­ цента в 1983 году. При этом происходят ваишьте качественные изменения. Так, уве­ личилось число работающих по конечным результатам, а также бригад, где зарабо- .гок распределяется с учетом коэффициента трудового участия (КТУ). Доля хо»расчет- лых бригад возросла с 13,2 до 18,6 процен­ та. Производительнбсть труда в бригадах, созданных в 1983 году, поднялась за год на 3,8 процента. В январе 1984 года исполкомом Новоси­ бирского областного Совета народных де- 'путатов и президиумом облсовпрофа было иріияято постановление, утверждающее комплекс мероприятий по организационно- техническому и научно-методическому обес­ печению развития бригадной формы, рас­ пространению передового опыта, учебе кадров и контролю за их проведением. На­ кануне на заседании облисполкома были рассмотрены результаты комплексной про­ верки, провеяеніной на, 50 промышленных предприятиях области. Достоинства бригадной формы, ее преи­ мущества достаточно полно и детально описаны в прессе и специальной литбррту- ре, они имеют как экономический, так и социальный характер. Практика дает мас­ су примеров, подтверждающих высокую эффективность бригадной формы организа­ ции и стимулирования труда. Но случается, что достоинства эти остаются втуне, не находят должной реализации. К примеру, производительность труда в бригадах, безусло'вно, растет, но в опти­ мальном ли темпе? За первые два года одиннадцатой пятилетки во вновь создан­ ных бригадах производительность труда выросла на 1,7 процента вместо запланиро­ ванных — 2,8. ДаЖе не изучая доскональ­ но статіктику, можно сделать вывод: если в среднем получена такая величина, (а в отдельных бригадах производительность труда повысилась на 20, 30, 50 процентов и более), то во многих производительность не повышалась, а понижалась. В чем же дело? Здесь нелишне сделать экскурс в исто­ рию народного хозяйства. После Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны потребность в росте производительности труда и трудовой дис­ циплины, естественно, была чрезвычайно острой. Для того, чтобы достичь цели, в те годы выбрали не бригадную форму ор­ ганизации и стимулирования труда, а ин­ дивидуальную сдельщину. Позже сдельщи­ на вновь утверждалась в стахановском движении, после войны и т. д. То есть и в этой форме в определенные периоды иска­ ли рычаг повышения производительности труда и усиления дисциплины, не понимая до конца принципиальных преимуществ бригадного подряда. . Остановимся на одном из них, проявив­ шемся очень нЗ'Глядно, но не нашедшем должного к себе внимания. Речь идет об устранении известного на производстве разделения на «вьвгодные» и «невыгодные» 'детали, изделия, операции. Бывает так; сколько ни старайся, сколько ви выжимай из себя — заработаешь самую малость, потому что мастер наделил тебя «невыгод­ ной» деталью, а другой, играючи, перекры­ вает норму, так как мастер «обласкал» его «выгодными» операциями. В свое время Маркс говорил о том, что индивидуальная сдельщина разделяет рабочих, создает кон­ куренцию между ними. Человек проводит на работе большую часть своей жизни. И если здесь он вы­ ступает как индивидуалист, то вряд ли можно ожидать, что его поведение за про­ ходной предприятия будет иным, то есть коллективистским. Индивидуализм нагляд­ но проявляется в поведении людей в об­ щественных местах, в ситуациях, когда нужно защитить слабого или обиженного, рискуя собственным благополучием, здо­ ровьем или даже жизнью, в приверженно­ сти к вещизму, других проявлениях ме­ щанской психологии. Социалистическое общество — общество коллективистское, ибо строится оно на общегосударственной и кооперативной форме собственности. По выражению В. И. Ленина, это общенациональный, общего­ сударственный кооператив. И если форма организации и стимулирования труда ин­ дивидуализированы, то здесь начинает про­ являться явное и острое противоречие. Именно поэтому XXVI съездом партии провозглашен курс на перестройку общест­ венных отношений на коллективистских на­ чалах, которые должны рождаться прежде всего в сфере производства, посредством брига.дной или каких-либо иных форм. В бригаде каждый работник стремится выполнить то или иное задание не потому, что оно должно принести «выгоду» ему лично, а прежде всего руководствуясь не­ обходимостью его для коллектива в целом, для производства конечного продукта, по которому будет затем оценен и индивиду­ альный результат. Так преодолевается раз­ деление между «выгодныіми» и «невыгод­ ными» работами, обусловливавшее прежде расхождение интересЬ.в между отдельными работниками, интересов работников с инте­ ресами групп, коллекггивов и т. д. Так в групповой гонке один из четверки велоси­ педистов бере.т на себя львиную долю на­ грузки и идет впереди, рассекая , тугой воздух грудью, устает, сходит с дистанции, но если команда займет призовое мес­ то, то на пьедестале он будет вместе со всеми. Итак, коллективизм, коллективистское со­ знание и поведение зарождается и укреп- леятся прежде всего в сфере труда. Добьемся коллективизма — будет у нас и высокая производительность труда, и дол­ жное качество продукции, и крепкая тру­ довая дисциплина, обеспеченность кадрами, их стабильность. Все это призвана и,может дать, бригадная форма организации и сти- Ѵіулированяя труда. Индивидуалистское поведение можно объяснить имеющимся серьезным разрывом между «моим» и «нашим», на что обращал особое внимание К. У. Черненко в речи перед рабочими московского металлургиче­ ского завода «Серп и молот». Почему иной работник не поднимает валяющуюся ' под ногами в цехе ценную деталь? Почему ту­ рист не затушит костер в лесу? Почему здоровенный мужчина отвораиквается -от разбушевавшегося хулигана? Во многом оттого, что каждый не видит отдаленных последствий своего эгоистического поведе­ ния для общества в целом, а значит, для

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2