Сибирские огни, 1985, № 1
с 57,7 процента в 1982 году до 65,5 про цента в 1983 году. При этом происходят ваишьте качественные изменения. Так, уве личилось число работающих по конечным результатам, а также бригад, где зарабо- .гок распределяется с учетом коэффициента трудового участия (КТУ). Доля хо»расчет- лых бригад возросла с 13,2 до 18,6 процен та. Производительнбсть труда в бригадах, созданных в 1983 году, поднялась за год на 3,8 процента. В январе 1984 года исполкомом Новоси бирского областного Совета народных де- 'путатов и президиумом облсовпрофа было иріияято постановление, утверждающее комплекс мероприятий по организационно- техническому и научно-методическому обес печению развития бригадной формы, рас пространению передового опыта, учебе кадров и контролю за их проведением. На кануне на заседании облисполкома были рассмотрены результаты комплексной про верки, провеяеніной на, 50 промышленных предприятиях области. Достоинства бригадной формы, ее преи мущества достаточно полно и детально описаны в прессе и специальной литбррту- ре, они имеют как экономический, так и социальный характер. Практика дает мас су примеров, подтверждающих высокую эффективность бригадной формы организа ции и стимулирования труда. Но случается, что достоинства эти остаются втуне, не находят должной реализации. К примеру, производительность труда в бригадах, безусло'вно, растет, но в опти мальном ли темпе? За первые два года одиннадцатой пятилетки во вновь создан ных бригадах производительность труда выросла на 1,7 процента вместо запланиро ванных — 2,8. ДаЖе не изучая доскональ но статіктику, можно сделать вывод: если в среднем получена такая величина, (а в отдельных бригадах производительность труда повысилась на 20, 30, 50 процентов и более), то во многих производительность не повышалась, а понижалась. В чем же дело? Здесь нелишне сделать экскурс в исто рию народного хозяйства. После Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны потребность в росте производительности труда и трудовой дис циплины, естественно, была чрезвычайно острой. Для того, чтобы достичь цели, в те годы выбрали не бригадную форму ор ганизации и стимулирования труда, а ин дивидуальную сдельщину. Позже сдельщи на вновь утверждалась в стахановском движении, после войны и т. д. То есть и в этой форме в определенные периоды иска ли рычаг повышения производительности труда и усиления дисциплины, не понимая до конца принципиальных преимуществ бригадного подряда. . Остановимся на одном из них, проявив шемся очень нЗ'Глядно, но не нашедшем должного к себе внимания. Речь идет об устранении известного на производстве разделения на «вьвгодные» и «невыгодные» 'детали, изделия, операции. Бывает так; сколько ни старайся, сколько ви выжимай из себя — заработаешь самую малость, потому что мастер наделил тебя «невыгод ной» деталью, а другой, играючи, перекры вает норму, так как мастер «обласкал» его «выгодными» операциями. В свое время Маркс говорил о том, что индивидуальная сдельщина разделяет рабочих, создает кон куренцию между ними. Человек проводит на работе большую часть своей жизни. И если здесь он вы ступает как индивидуалист, то вряд ли можно ожидать, что его поведение за про ходной предприятия будет иным, то есть коллективистским. Индивидуализм нагляд но проявляется в поведении людей в об щественных местах, в ситуациях, когда нужно защитить слабого или обиженного, рискуя собственным благополучием, здо ровьем или даже жизнью, в приверженно сти к вещизму, других проявлениях ме щанской психологии. Социалистическое общество — общество коллективистское, ибо строится оно на общегосударственной и кооперативной форме собственности. По выражению В. И. Ленина, это общенациональный, общего сударственный кооператив. И если форма организации и стимулирования труда ин дивидуализированы, то здесь начинает про являться явное и острое противоречие. Именно поэтому XXVI съездом партии провозглашен курс на перестройку общест венных отношений на коллективистских на чалах, которые должны рождаться прежде всего в сфере производства, посредством брига.дной или каких-либо иных форм. В бригаде каждый работник стремится выполнить то или иное задание не потому, что оно должно принести «выгоду» ему лично, а прежде всего руководствуясь не обходимостью его для коллектива в целом, для производства конечного продукта, по которому будет затем оценен и индивиду альный результат. Так преодолевается раз деление между «выгодныіми» и «невыгод ными» работами, обусловливавшее прежде расхождение интересЬ.в между отдельными работниками, интересов работников с инте ресами групп, коллекггивов и т. д. Так в групповой гонке один из четверки велоси педистов бере.т на себя львиную долю на грузки и идет впереди, рассекая , тугой воздух грудью, устает, сходит с дистанции, но если команда займет призовое мес то, то на пьедестале он будет вместе со всеми. Итак, коллективизм, коллективистское со знание и поведение зарождается и укреп- леятся прежде всего в сфере труда. Добьемся коллективизма — будет у нас и высокая производительность труда, и дол жное качество продукции, и крепкая тру довая дисциплина, обеспеченность кадрами, их стабильность. Все это призвана и,может дать, бригадная форма организации и сти- Ѵіулированяя труда. Индивидуалистское поведение можно объяснить имеющимся серьезным разрывом между «моим» и «нашим», на что обращал особое внимание К. У. Черненко в речи перед рабочими московского металлургиче ского завода «Серп и молот». Почему иной работник не поднимает валяющуюся ' под ногами в цехе ценную деталь? Почему ту рист не затушит костер в лесу? Почему здоровенный мужчина отвораиквается -от разбушевавшегося хулигана? Во многом оттого, что каждый не видит отдаленных последствий своего эгоистического поведе ния для общества в целом, а значит, для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2