Сибирские огни, 1984, № 12
лость и разбой. И если б не предчувствие чего-то хорошего, что будет вскоре, можно было бы спятить с ума. А, гром грянуть должен». ^ Писатель жил этим ожиданием «грома» с этим чувством он писал свою «Тайгу»’ ; опубликованную в ьйэрьковской «Летописи» ■ 1916 года. В апреле 1917 года в газете «Сибир ская жизнь» появился большо'й очерк Вяч Шишкова «Дни восстания в Петрограде» с подзаголовком «Что я видел и слыш'эл» котО|ры 1 Й отражает события с 24 февраля по 2 марта, т. ё. до дня отречения царя от престола, и по сути является дневником писателя. С непреложностью доказывает Н. Янов ский, почему «эти 'поденные записи уни кальны и неповторимы»: в них отражено восприятие революционной бури, все прони зано ’предошущением народного торжест ва. Но — и об этом исследователь говорит прямо и недвусмысленно — Шишков «да леко не сразу разобрался в круговерти классовой борьбы, далеко не сразу пришел к верному пояима 1 нию подлинного значения революции, расстановки движущих сил в стране». Анализируя ранние произведения Шишко ва, критик рисует становление писателя. • Размышляя о судьбе Шишкова, о судьбах его современников — В. Короленко, А. Тол стого, И. Бунина,— Яновский задумывает ся и о такой Глобальной проблеме, как истоки советской литературы. «Дее рево люции и гражданская война разбросали русских писателей по всему миру, но это не означало, что русская литература пре рвалась в своем развитии и литература со ветская может быть отторгнута от ее предыстории. Октябрьская революция по ложила начало тому, что входит в поня тие «советской литературы», но в ее фун дамент были заложены вековые традиции русского реализма, его завоевания миро вого значения». Отсюда критик делает правомерный вывод: Вяч. Шишков принад лежал к этому крылу русской литературы, высоко ценил ее гума 1 Нистич 1 Ность и дейст венность; именно это «во многом способст вовало выбору творчеокото и жизненного пути в сложнейшие годы революции и граж- данской войны. Он приступил к тщательно му и обгективному исследованию советской действительности, отнесясь к ней с дове рием и взыскательностью кровно заинте ресованного человека и патриота». Особое место Яновский отводит роману «Ватага». Это не случайно — критик, по его собственным словам, хочет всесторонне «разобраться в этом отнюдь, не простом явлении советской литературы. Разобрать ся как в нем самом, так и в особенностях его восприятия читателями и критикой на разных этапах развития нашего общества». Тут, как видим, Яновский проявляет по длинно диалектический подход к оценке сложного произведения, сразу отказывает ся от легких решений и ходов. Никогда не склонный к сглаживанию «острых углов», критик приводит уничтожающие отзывы о «Ватаге»,-причем отзывы очень автори тетных и заслуженно уважаемых людей — автора «Чапаева» и «Мятежа» Дмитрия Фурманова и актив.ного участника парти занского движения в Сибири В. Г. Яко венко. Общеизвестно, что этот роман на протя жении десятилетий считался идейной ошиб кой выдающегося писателя; «Ватага» дол гое время не переиздавалась, хотя В. Шиш ков считал свой роман одной из Вершин своего творчества. Н. Яновский привлекает свидетельства современников, факты истории, неопровер жимо устанавливая, что Шишков написал произведение, цель которого утвердить необходимость партийного руководства движением масс: без этого неизбежна анархия, потеря ясной цели. Другими ' сло вами, В. Шишков в чем-то предварил дискуссию 50—60-х годов, когда шел спор о проблеме стихийного и сознательного в революции. Исследователь делает убеди тельный вывод: Вячеслав Шишков, изучая жгучую современность, как раз считался с законами исторического развития, не упрощал их, а учитывал всю их сложность, до конца многими еще не познанную. Таков в са 1 {ых общих чертах ход мыслей Н. Я'новского, а секрет успеха «прост» — критик не поддался гипнозу традицион ной точки зрения на роман Шишкова и рассмотрел ^го с исторических позиций, используя свои обширные познания исто рии Сибири и литературного процесса в нашей стране. Яновский никогда не поступается точ ностью фактов. Он прямо говорит о резких оценках М . Горького по поводу «Угрюм-ре- ки» и некоторых других произведений В. Шишкова, взвешивает — уже с учетом опыта наших дней — причины неприятия романа «Угрюм-.река» великим пролетар ским писателем. 'Этот анализ очень много дает для понимания и критериев, предъяв ляемых М. Горьким к литературе, и пози ции В. Шишкова, отстаивавшего свою манеру письма, свой спосрб отображения действительности. Как показало время, «Угрюм-река» й поныне пользуется непре- хоьдящей читательской любовью. Подчеркивая неповторимость замысла и художественных поисков, незаемность изоб разительных средств в этом романе Дишкова, Н. Яновский ставит произведе ние в широкий историко-литературный кон текст. В частности, критик отмечает: «Одна из загадок романа «Угрюм-река» — наше читательское сочувствие Прохору Громову, хотя к концу произведения он и сближает ся со зверем, становится прямым виновни ком страданий и гибели сотен людей. Такого рода загадка, как известно, не един ственная в мировой литературе. К таким относится, например,- и образ Григория Мелехова из романа М. Шолохова «Тихий Дон». Это — лишь одно из наблюдений кри тика, проясняющих многое в типологии образа Прохора Громова. В анализе «Емельяна Пугачева», рас сматривая и сложный) о.чень разветвленный сюжет, и постижение законов истории Шишковым, и его интерес к народному освободительному движению, и яркую жи вопись широкого полотна эпопеи, Н. Янов ский подчеркивает: «Отличительная осо бенность исторического повествования «Емельян Пугачев» как определенного, за вершающего этапа развития писателя заключается в том, что оно впитало в себя все лучшее, что было создано им на его- творческом пути, и по-новому этот путь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2