Сибирские огни, 1984, № 12
нравственньлх ценностей, со своей страст ностью в отношении к литературе. Вот литературный портрет «Владимир Канторович». Яновский рисует писателя не уемной энергии, объездившего всю страну, увлеченного размд^сом созидательных работ, о которых он рассказал в своих многочис ленных очерковых книгах. Много сделал В. Канторович не ' только как очеркист и публицист, но и как теоре тик очерка. Работая с 1933 года в журнале «Наши достижения», основанном М. Горь ким в 1929 году, он возглавлял литератур но-критический отдел. Не случайно именно Канторовичу принадлежит статья «Делать правду» (1974), в которой впервые читатель получил выразительный портрет Валентина Овечкина. Эта статья, по словам Н. Янов ского, прозвучала как открытие. Заметным событием в литературной жизни страны ста ла серия статей Канторовича об использова нии приемов социологии для изучения лите ратуры и ее связи с жизнью, для обобщения природы конфликта, в произведениях раз ных лет, о социологии чтения. Возникает рельефный образ писателя, и вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным рассказ о жизненном и творческом пути В. Канторовича, о масштабности его мыс лей, о широте его интересов, о неукоснитель ном следовании принципам, в исполнении которых он видел святой долг литератора. В небольшой по объему статье «О твор честве Василия Трушкина» в первых же строчках Яновский определяет главное в деятельности известного критика и литера туроведа: «...теперь без его исследований по истории литературы Сибири... невозможно представить наше литературоведение». Надо ли говорить, что Н. Яновскому, не мало сил положившему для этой же цели, особенно близка и понятна специфика дея тельности историка литературы Сибири. «Литературоведам-сибирякам, занимающим ся литературной жизнью Сибири, — пишет Яновский,— нередко приходилось доказы вать необходимость своей работы. Ну, что там у вас? — Спрашивали.— Во-первых, нельзя отрываться от общего движения ли тературы, впадать в областничество, во-вто рых, писателей-то видных у вас было — раз да два... Помилуйте, какая там история, ка кой литературный процесс!» Книги В. Труш кина'доказывают беспочвенность таких за явлений, основанных часто на полнейшем незнании жизни наших окраин», — заклю чает Яновский. Показательно, что Н. Яновский высоко оценивает и такую сторону литературовед ческой деятельности своего коллеги: «В. Трушкин стремится к объективному изу чению явлений литературы, не допуская изъятий и умалчиваний. Это относится и к деятельности Г. Н. Потанина в Томске, и к журналу областников последнего периода «Сибирские записки» В. М. Крутовского в Красноярске, и к журналу «Сибирский рас свет» С. И. Исакова в Барнауле, издававше муся при Колчаке, к творчеству Н. Ф. Чу- жака-Насимовича, Г. Д. Гребенщикова и ко многим другим явлениям литературной жизни Сибири со всеми их сложностями и противоречиями. Эта особенность делает книги В. Трушкина еп1е более ценными и со держательными, в полной мере отвечающи ми потребностям времени, так как, поми.мо всего прочего, с фактами в руках исследова- тель опровергает всякого рода умозаключе ния как отечественных вульгаризаторов, так и зарубежных «специалистов» по нашей истории». Сам Яновский с исключительной добросо вестностью соблюдает этот принцип с пер вых же шагов своей критической деятельно- сти. Воссоздавая движение литературы во всем многообразии и всей сложности его форм, критик неутомимо разыскивает но вые факты, не боясь, что эти факты — по рой острые, противоречивые,— «сотрут» чет кость выводов, «помешают» обобщениям. Яновский бесстрашен в поиске и осмысле нии фактов, в их трактовке, потому что глу боко уверен: объективный анализ неизбеж но подтвердит историческую правоту наро да, пришедшего к победе Великого Октября и торящего пути в коммунистическое буду щее. Критик следует одной из основопола гающих заповедей марксистского литерату роведения — не бояться фактов, а верно их объяснять. Есть все основания сказать, что капи тальная монография Н. Яновского «Вяче слав Шишков» займет видное место среди книг, посвященнь^х этому замечательному писателю. Кажется, нет ни одной грани деятельно сти Вяч. Шишкова, которая не была бы включена монографистом в круг внимания. От первых сознательных шагов Шишкова — ребенка и юноши — до последних дней его жизни, отданных напряженной работе над романом «Емельян Пугачев», так и остав шимся незаконченным, прослеживает Н. Яновский путь писателя. На этом пути были радости и огорчения, у^ачи ■и неуспе хи, но никогда не было ра.внодушия. Все, что писатель создавал, все, что он делал, отмечено искренней заинтересованностью и глубоким чувством. Яновскому удалось, отображая сложные, временами противоречивые поиски Вяч. Шишкова, сделать книгу цельной и емкой. Удалось благодаря точно найденной линии: Н. Яновский в основу положил отношения писателя к народу. Первые встречи с рабо чими — постоянными и сезонными, из крестьян, настолько, потрясли будущего пи сателя, что он занялся «спасением народа» и пошел с проповедями по деревням. Юно ша вскоре убедился в бесполезности такой «помощи», но важно, что с первых же само стоятельных шагов раскрылась его отзывчи вость к горю людей, к тяжелой доле наро да, Естественно, что в первых же его лите ратурных опытах, при всей тогдашней огра ниченности его мировоззрения, были запе чатлены явления, объективно говорившие о назревании революцйи, о растущем народ ном протесте. Яновский показывает худо жественное св.оеобразие найденных Шишко вым решений, его движение в русле демо кратического крыла писателей в предрево люционный период. Соотнесение эволюции Шишкова как че ловека и писателя с поступью революции объясняет закономерность его прихода в советскую литературу. Шишкова не затро нул шовинистический угар, охвативший не которых писателей в годы первой мировой войны. «Война кошмаром висит над зем: лей,— писал он А. Ремизову.-^ Бог и дьявол отвернулись от земли, такие кругом под-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2