Сибирские огни, 1984, № 12

нравственньлх ценностей, со своей страст­ ностью в отношении к литературе. Вот литературный портрет «Владимир Канторович». Яновский рисует писателя не­ уемной энергии, объездившего всю страну, увлеченного размд^сом созидательных работ, о которых он рассказал в своих многочис­ ленных очерковых книгах. Много сделал В. Канторович не ' только как очеркист и публицист, но и как теоре­ тик очерка. Работая с 1933 года в журнале «Наши достижения», основанном М. Горь­ ким в 1929 году, он возглавлял литератур­ но-критический отдел. Не случайно именно Канторовичу принадлежит статья «Делать правду» (1974), в которой впервые читатель получил выразительный портрет Валентина Овечкина. Эта статья, по словам Н. Янов­ ского, прозвучала как открытие. Заметным событием в литературной жизни страны ста­ ла серия статей Канторовича об использова­ нии приемов социологии для изучения лите­ ратуры и ее связи с жизнью, для обобщения природы конфликта, в произведениях раз­ ных лет, о социологии чтения. Возникает рельефный образ писателя, и вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным рассказ о жизненном и творческом пути В. Канторовича, о масштабности его мыс­ лей, о широте его интересов, о неукоснитель­ ном следовании принципам, в исполнении которых он видел святой долг литератора. В небольшой по объему статье «О твор­ честве Василия Трушкина» в первых же строчках Яновский определяет главное в деятельности известного критика и литера­ туроведа: «...теперь без его исследований по истории литературы Сибири... невозможно представить наше литературоведение». Надо ли говорить, что Н. Яновскому, не­ мало сил положившему для этой же цели, особенно близка и понятна специфика дея­ тельности историка литературы Сибири. «Литературоведам-сибирякам, занимающим­ ся литературной жизнью Сибири, — пишет Яновский,— нередко приходилось доказы­ вать необходимость своей работы. Ну, что там у вас? — Спрашивали.— Во-первых, нельзя отрываться от общего движения ли­ тературы, впадать в областничество, во-вто­ рых, писателей-то видных у вас было — раз да два... Помилуйте, какая там история, ка­ кой литературный процесс!» Книги В. Труш­ кина'доказывают беспочвенность таких за­ явлений, основанных часто на полнейшем незнании жизни наших окраин», — заклю­ чает Яновский. Показательно, что Н. Яновский высоко оценивает и такую сторону литературовед­ ческой деятельности своего коллеги: «В. Трушкин стремится к объективному изу­ чению явлений литературы, не допуская изъятий и умалчиваний. Это относится и к деятельности Г. Н. Потанина в Томске, и к журналу областников последнего периода «Сибирские записки» В. М. Крутовского в Красноярске, и к журналу «Сибирский рас­ свет» С. И. Исакова в Барнауле, издававше­ муся при Колчаке, к творчеству Н. Ф. Чу- жака-Насимовича, Г. Д. Гребенщикова и ко многим другим явлениям литературной жизни Сибири со всеми их сложностями и противоречиями. Эта особенность делает книги В. Трушкина еп1е более ценными и со­ держательными, в полной мере отвечающи­ ми потребностям времени, так как, поми.мо всего прочего, с фактами в руках исследова- тель опровергает всякого рода умозаключе­ ния как отечественных вульгаризаторов, так и зарубежных «специалистов» по нашей истории». Сам Яновский с исключительной добросо­ вестностью соблюдает этот принцип с пер­ вых же шагов своей критической деятельно- сти. Воссоздавая движение литературы во всем многообразии и всей сложности его форм, критик неутомимо разыскивает но­ вые факты, не боясь, что эти факты — по­ рой острые, противоречивые,— «сотрут» чет­ кость выводов, «помешают» обобщениям. Яновский бесстрашен в поиске и осмысле­ нии фактов, в их трактовке, потому что глу­ боко уверен: объективный анализ неизбеж­ но подтвердит историческую правоту наро­ да, пришедшего к победе Великого Октября и торящего пути в коммунистическое буду­ щее. Критик следует одной из основопола­ гающих заповедей марксистского литерату­ роведения — не бояться фактов, а верно их объяснять. Есть все основания сказать, что капи­ тальная монография Н. Яновского «Вяче­ слав Шишков» займет видное место среди книг, посвященнь^х этому замечательному писателю. Кажется, нет ни одной грани деятельно­ сти Вяч. Шишкова, которая не была бы включена монографистом в круг внимания. От первых сознательных шагов Шишкова — ребенка и юноши — до последних дней его жизни, отданных напряженной работе над романом «Емельян Пугачев», так и остав­ шимся незаконченным, прослеживает Н. Яновский путь писателя. На этом пути были радости и огорчения, у^ачи ■и неуспе­ хи, но никогда не было ра.внодушия. Все, что писатель создавал, все, что он делал, отмечено искренней заинтересованностью и глубоким чувством. Яновскому удалось, отображая сложные, временами противоречивые поиски Вяч. Шишкова, сделать книгу цельной и емкой. Удалось благодаря точно найденной линии: Н. Яновский в основу положил отношения писателя к народу. Первые встречи с рабо­ чими — постоянными и сезонными, из крестьян, настолько, потрясли будущего пи­ сателя, что он занялся «спасением народа» и пошел с проповедями по деревням. Юно­ ша вскоре убедился в бесполезности такой «помощи», но важно, что с первых же само­ стоятельных шагов раскрылась его отзывчи­ вость к горю людей, к тяжелой доле наро­ да, Естественно, что в первых же его лите­ ратурных опытах, при всей тогдашней огра­ ниченности его мировоззрения, были запе­ чатлены явления, объективно говорившие о назревании революцйи, о растущем народ­ ном протесте. Яновский показывает худо­ жественное св.оеобразие найденных Шишко­ вым решений, его движение в русле демо­ кратического крыла писателей в предрево­ люционный период. Соотнесение эволюции Шишкова как че­ ловека и писателя с поступью революции объясняет закономерность его прихода в советскую литературу. Шишкова не затро­ нул шовинистический угар, охвативший не­ которых писателей в годы первой мировой войны. «Война кошмаром висит над зем: лей,— писал он А. Ремизову.-^ Бог и дьявол отвернулись от земли, такие кругом под-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2